Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой и развития у них творческих способностей оставил известный советский педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я вижу, - писал Сухомлинский В.А., - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждения жизни в природе». Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит. В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.
Урок любви к природе продолжается на уроках труда и изобразительного искусства, на которых каждый ученик лепит, вырезает из бумаги, наклеивает на картон или рисует тот объект который ему больше всего понравился на экскурсии. Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств.
Неотъемлемой частью воспитания является эстетическое воспитание школьников, способствующее всестороннему развитию личности, расширяющее и углубляющее познание окружающего мира. Среди разнообразных видов работ, направленных на эстетическое воспитание, значительное место принадлежит изучению произведения искусства. Картина служит прекрасным средством для развития у детей внимания и наблюдательности, облегчает работу по развитию логического мышления и речи учащихся, приучает их делать правильные выводы и обобщения, видеть и понимать красивое в природе и искусстве.
К числу книг, в которых поставлена проблема охраны природы и нравственного воспитания юного поколения, относятся произведения В. Бианки, в частности «Лесная газета». «Лесная газета» представляет собой уникальную биологическую энциклопедию для детей младшего школьного возраста. Она раскрывает богатые возможности перед учителем для реализации задач экологического, нравственного, трудового воспитания школьников. Это тот необходимый инструмент, который поможет выбрать интересные формы проведения урока, увлечь детей и добиться большого воспитательного эффекта в обучении. Нравственный мир детей сложен, динамичен и задача педагога – постоянно следить за нравственным развитием ребенка, улавливать возможные отклонения от норм и своевременно корректировать их.
Умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощутить себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин природы пробуждает у детей чувство понимания ее, бережное отношение к ней. Изучение природы, способствует формированию уважения к обществу, к самой природе, развивает чувство патриотизма. Созерцание красоты природы дает душевную опору и будит в душе ребенка самые высокие стремления. Наблюдение обогащает ребенка яркими образами окружающей действительности, служит основой формирования понятий.
Переживание увиденного, услышанного, созерцание и слушание В.А. Сухомлинский справедливо рассматривал как первое окно в мир прекрасного. Ведь чтобы ребенок научился видеть прекрасное, слышать звуки природы, наблюдать и творить нужно учить его этому. И это главная задача учителя. Ведь красоту нужно суметь открыть перед ребенком. Можно многого достигнуть в их эстетическом воспитании, в развитии у них способности эстетического восприятия действительности, чувства красивого, а так же в развитии эстетических вкусов. Нередко у школьников обнаруживаются яркие способности и особый интерес к доступным формам творчества, в той или иной области искусства. Поэтому одной из задач школы является содействие развитию у ребенка его дарования.
Познавательно о обучении:
Сущность и особенности проектного обучения учащихся
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся ...
Занимательность при обучении математике
Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Обработав достаточное количество литературы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, можно заключить, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми мате ...
Психодиагностика в профильной подготовке учащихся
Методическое обеспечение учебного процесса по технологии, как впрочем и любого учебно-воспитательного процесса, состоит из неизменной (инвариантной) и вариативной частей. Инвариантная часть проектируется на основании той информации, которая известна до начала реализации учебного процесса по техноло ...