Виды деятельности

Страница 3

Главная беда массовой школы состоит в том, что деятельность учащихся младших классов носит преимущественно репродуктивный, нетворческий характер. Даже в той деятельности, продукты которой называют в школе «творчеством детей», элемента творчества присутствуют очень редко.

Учет основных особенностей детского творчества и сосредоточение на решении основных задач развития творческих способностей у детей, приводит к возникновению в деятельности учащихся элементов новизны и оригинальности, к усложнению и совершенствованию их творческих замыслов. Дети младшего школьного возраста любят рисовать, лепить, участвовать в ролевых играх, слушать доступную им музыку. В связи с этим важная роль отводиться формированию культуры восприятия и чувствования у детей. Учащиеся, непосредственно реагируя на изменения окружающего мира, сами становятся как бы открытой и незамкнутой системой. Этому способствуют такие приемы, как наблюдение, визуализация, драматизация (в устной и письменной формах), сюжетно-ролевые и творческие игры.

Прием визуализации позволяет научить детей тонко ощущать изменения окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камням. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Младшие школьники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите.

Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления учащихся от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку. Дети почувствовали экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей.

Материал по развитию речи также способствует формированию эмоциональной культуры и нравственного опыта младших школьников. Программа по русскому языку предусматривает обучение детей письменному изложению. При выборе тем необходимо учитывать их жизненный опыт, интересы, доступность. Темы могут быть рассчитаны на конкретные наблюдения или на впечатления от эмоционально-нравственных ситуаций проявления милосердия, равнодушия, эгоизма. Анализируя содержание текста или картины, учащиеся обогащаются конкретными представлениями о принципах, мотивах, потребностях личности.

Уроки чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Творческая работа по тексту помогает развивать способность одухотворять окружающий мир, чувствовать его самоценность. Творческие работы могут основываться как на литературном. Так и на жизненном материале.

Формирование ценностных ориентаций в обучении младших школьников подчиняется общим закономерностям функционирования эмоциональных процессов. Учитывая то, эмоциональное восприятие действительности, является у младших школьников опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности необходимо представлять в конкретной форме, а их усвоение – в доступной для детей деятельности. Таким образом, данная проблема решается как комплексная: в единстве задач, содержания и методов организации. Очевидно, что нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни – учебной игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе и обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. Важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, которые научат детей взаимоотношениям с окружающей природной средой, культуре поведения в ней.

Период начальной школы в жизни ребенка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитание нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план – без этого невозможна жизнь человека. В тоже время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в ...

Проблемы экономического образования в России
Крах административно-командной системы означал и крах старой парадигмы экономического знания. Новое знание нуждалось в новой парадигме. Сегодня по-прежнему находится немало невежественных людей или демагогов, которые пытаются доказывать, что для наших условий нужна «своя» экономическая наука. Думае ...

Развитие естественнонаучных понятий младших школьников в условиях личностно-ориентированного образования
В современных условиях социально-экономических изменений, обновления и повышения качества образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях, а постоянно ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru