Виды деятельности

Страница 2

В современной психологии и педагогики под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, то нет и творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению замысел ребенка может быть новым и необычным, но в тоже время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не является творчеством. И в тоже время ученик может предложить такое решение, которое уже известно, но додуматься до него нужно самостоятельно, не копируя известное. В этом случае имеет место творческий процесс, основанный на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в котором формируется умение решать нешаблонные, нестандартные задачи. Успешное формирование у младших школьников творческих способностей возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческих способностей.

Очень точно основные отличительные черты детского творчества были подмечены П.П. Блонским, который писал, что два порока имеет детская фантазия: детский вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок – раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческие возможности ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находиться в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. А отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческих способностей младших школьников. Для того, чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать задачи, необходимо, прежде всего, заботиться о развитии у них кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения, необходимо накопление в сознании ребенка образов, из которых путем воображения могут создаваться новые образы (Петровский, 1979).

Природа – по истине неисчерпаемая кладовая для творчества, а задача педагога – воспитывать у ребенка умение видеть ее красоту. Лучшей формой привлечения детей к творческой деятельности становятся занятия в различных кружках, студиях, центрах детского творчества. Работа в кружке это серьезный труд для детей, требующий организованности, дисциплинированности, волевых усилий. Успех кружковой работы во многом зависит от выбора объектов труда, поэтому нужно, что бы они были привлекательными и доступными для детей, несложными в изготовлении, имели общественную направленность. У детей посещающих кружок, происходит постоянное развитие мотивов творчества: от непосредственно побуждающих, которые привели их в кружок, и перспективно побуждающих, когда формируются устойчивые интересы.

Занятия декоративно-прикладным искусством благотворно влияют на развитие детской фантазии, пробуждают заложенное в человеке от природы чувство прекрасного. При выполнении творческих работ, дети убеждаются в том, что они могут от начала и до конца создавать красивые вещи. Этим воспитывается серьезное отношение к порученному делу. Кроме того причастность к творческому процессу, при изготовлении прикладных изделий, развивают некоторые технические и художественные навыки.

Помимо занятий в кружках, студиях, центрах детского творчества, творческая деятельность должна присутствовать в процессе учения на уроках чтения, литературы, русского языка, музыки, труда, природоведения, биологии, рисования. Учащиеся могут сделать свою иллюстрацию к литературному произведению, пейзажную зарисовку, сочинить стихотворение, сказку, рассказ, подготовить стенгазету, дневник наблюдений и т.д. Включение школьников в трудовую деятельность на уроках труда и в группе продленного дня, во внеурочной воспитательной работе, создает благоприятные условия для развития технического и художественного творчества детей и развития опытнической работы. На уроках природоведения учащиеся могут использовать творческий подход к решению экологических проблем.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Роль учебных предметов в формировании нравственно-эстетического отношения к природе
На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта, сложилась характеристика нравственно-эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиции доступного ему понима ...

Смысл педагогического взаимодействия классного руководителя и семьи
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье. Воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора развития школьника. Только создание единой воспи ...

Понятие «агрессии» и ее основные виды
Еще несколько лет назад никто даже не отваживался упоми­нать слово «агрессия». Обычно говорили: «Я зол!», или «Ты меня довел!», или «Я оскорблен!», «Я обижен!», «Я сейчас взор­вусь!». Разговорная речь обладает разнообразием возможностей выражения нюансов чувств, связанных с оппозицией или на­строен ...

Категории

Copyright © 2018 www.fiteducation.ru