Проблема врождённых эмоций и чувств

Страница 1

Если исходить из биологического взгляда на эмоции, то очевидно выглядит врождённость эмоций, хотя бы в силу врождённости анатомо-физиологического аппарата выражения эмоций. Естественно, что исследователь поведения животных Реми Шовен, отказался сравнивать человека и животных в интеллектуальной сфере, пишет: “Но есть область, в которой наше поведение в самом деле элементарно и где мы в гораздо большей степени млекопитающие и имеем гораздо больше общего с обезьяной и крысой, чем нам оно представляется. Речь идёт об огромной сфере эмоционального”.

В книге Ладыгиной-Котс мы можем видеть удивительное сходство мимики маленького ребёнка и шимпанзе, особенно характерное для шимпанзе, живущего в искусственных условиях рядом с человеком. Доказывает ли это внешнее сходство наличие такого же сходства в психологическом содержании и характере созревания эмоциональной сферы?

Эмпирические данные дают неоднозначные ответы на этот вопрос. Известно, что у человека, в отличие от животных, даже простейшие болевые ощущения возникают лишь на основе интерпретации информации, поступающей в кору мозга, а это возможно лишь на основе врождённых механизмов. К тому же выводу можно прийти и на основе исследований по снижению чувства голода в результате когнитивной манипуляции. В то же время на ранних этапах развития механизмы эмоциональной экспрессии носят врождённый характер, что подтверждается данными по сходству выражения эмоций у зрячих и слепых детей в раннем детстве.

Как известно, основатель бихевиоризма Джон Уотсон считал эмоции наследственными или врождёнными видами реакции; при этом первичными, уже “готовыми” от рождения эмоциями назывались наблюдаемые им у младенцев в первые недели жизни страх, ярость и любовь. Страх он описывает как набор реакций (внезапная приостановка дыхания, беспорядочное хватание руками, внезапное закрытие век, вытягивание губ, затем плач), возникающий на ряд внешних стимулов (внезапное лишение младенца опоры, громкие звуки, внезапный толчок в полудрёмном состоянии, внезапное стягивание одеяла); ярость или гнев как набор реакций (плач, быстро переходящий в крик, отвердение тела, производство бьющихся движений рук и кистей; ноги и ступни поднимаются и опускаются; дыхание задерживается, пока лицо не покраснеет) на ограничение движений (удерживание головы или тугое пеленание); любовь представляет набор различных реакций (прекращение плача, появление улыбки, попытка воркования, позже - протягивание рук) в ответ на поглаживание эрогенных зон, щекотание, слабое покачивание, поворачивание на живот поперёк колен ухаживающего. Остальные эмоции он понимает как произвольные от них, например, печаль рассматривалась им как отсутствие (устранение) объекта любви.

Некоторые современные исследователи, опирались на факт проявления лицевой экспрессии гнева у 4-7 – месячных младенцев в исследовании Стенберга и Кампоса 1990 года и в соответствии с уже упоминавшейся работой Уотсона, считают врождённой связь между гневом и ограничением движений (прижатие ручек детей к их бокам). Однако вряд ли эти данные могут доказывать врождённость такой связи, ибо ребёнок за первые месяцы жизни проходит очень большой путь в своём психическом развитии. Скорее всего, речь может идти лишь о врождённых механизмах сокращения лицевых мышц, так же как о врождённых физиологических механизмах вокализации, которые могут выражать сигналы о депривации основных витальных потребностей ребёнка, в том числе и потребности в новых впечатлениях, которая удовлетворяется в первые месяцы жизни, прежде всего, за счёт двигательной активности.

Действительно, кросс - культурные исследования лицевой экспрессии с использованием разных техник идентификации эмоциональных состояний указывают на достаточно высокую универсальность мимического выражения ряда основных отношений индивида к происходящему, что, так же как и данные о сходстве мимического выражения на ранних этапах онтогенеза у слепых детей, говорит о том, что механизмы лицевого выражения эмоций являются в значительной степени врождёнными (или существуют некие инварианты в ранней социализации в самых разных культурах, что не так просто доказать).

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Диагностика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функции языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определя ...

Трудности социализации детей сирот
В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция - поз ...

Методы психологической диагностики школьников
В процессе обучения большое значение имеет выра­ботка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru