Познавательная деятельность как средство развития начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста » Познавательная деятельность как средство развития начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Страница 2

По мнению Г. Ляминой, первичной формой проявления познавательного интереса и одновременно первым его уровнем является любопытство, реакция на непривычное, на измененную обстановку. На следующей отмечается эпизодически возникающее стремление к познанию нового. Наивысшей степени проявления познавательного интереса, возможной у старших дошкольников, свойственно постоянное стремление к умственной деятельности.

Г.А. Стадник, изучавшая познавательную деятельность 3-5-летних детей, обратила внимание на своеобразие проявления эмоциональной сферы в зависимости от уровня ее сформированности. Так, низкий уровень характеризуется отсутствием познавательных эмоций, интереса к новому, общей индифферентностью в отношении достижения успеха и неудачи. На втором уровне детям свойственно в целом положительное отношение к познавательной деятельности, проявление удовольствия, радости при достижении успеха. На высоком уровне обнаруживается яркое выражение познавательных эмоций в процессе деятельности и по ее завершении. Соответственно, по мере взросления детей наблюдается тенденция к повышению уровня развития познавательной активности.

Необходимо заметить, что наблюдаемые специфические особенности проявления познавательного отношения к действительности не обязательно являются возрастной характеристикой. В рамках одного возрастного периода развития могут обнаруживаться различные вариации проявления познавательного интереса, не только количественно, но и качественно характеризующие уровень его сформированности, иными словами, на одной и той же возрастной ступени развития можно видеть либо фактическое его отсутствие, либо достаточно высокую степень его развития для данного возраста.

Являясь ведущей деятельностью преддошкольника, предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов ребенка.

В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах. Специальные исследования П.Я. Гальпериной, С.Н. Новоселовой и др., показывают, что вначале мышление отстает от практической деятельности не только по общему развитию, но и по составу специальных операций, так как оно развивается из этой деятельности, принимая от нее примеры и возможности. В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения. Ведущими достижениями в раннем детстве в сферах деятельности, познания являются:

- формирование предметного восприятия как центральной познавательной функции, освоение наглядной формы мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), возникновение воображения и знаково-символической функции сознания, переход к активной речи.

В дошкольном возрасте ведущими достижениями, главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формированием произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более актуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

Исследования Н.Н. Поддьякова, Л.И. Берцфан, Н.В. Морозовой, Г.И. Минской, А.Н. Давидчук показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения и навыки, которые при этом усваиваются. Дошкольники начинают осмысливать свои действия, и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

А.П. Усова выделила три уровня, характеризующие различную степень развития учебной деятельности. Эти показатели отражают не возрастное развитие, а развитие процесса обучения и познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Теоретические аспекты реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Не многим интернатным учреждениям удается преодолеть факторы, травмирующие воспитанников: госпитальный принцип организации жизненного пространства; замкнутость и слабый контакт с социальным окружением; пошаговый контроль и полная зависимость ребенка от настроения взрослых; нарушенность важных для р ...

Структура физического знания
Имеется два уровня физического знания: эмпирический и теоретический Эмпирический включает данные опыта, эмпирические понятия, законы и закономерности. изучая физические явления, формирует набор эксперимента, затем его анализирует, описывает, и на основе этого формируют законы и закономерности. Для ...

Принципы педагогического взаимодействия
Роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса. Но это требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А. Белухин отмечает, что учитель должен следовать определенным принципам педагогического вз ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru