Познавательная деятельность как средство развития начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Новая педагогика » Психолого-педагогические условия развития экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста » Познавательная деятельность как средство развития начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста

Страница 3

I уровень отличается производительностью и целенаправленностью всех процессов познавательной деятельности; активным, заинтересованным отношением к учению, способностью к самоконтролю своих действий и к оценке своих результатов. На основе усвоенного дети могут решать доступные им задачи в практической и умственной деятельности.

II уровень более слабый. Все признаки овладения учебной деятельностью еще нестойки. Но вместе с тем дети уже могут обучаться.

III уровень – начало формирования учебной деятельности. На начальной ступени находятся дети младшего дошкольного возраста. Их умственная деятельность еще не является вполне осознанным процессом, т. к. знания, умения и навыки они усваивают, а потребность учиться еще не испытывают.

Познавательная деятельность в раннем детстве своеобразна и качественно отличается от познавательной деятельности взрослого человека. Во-первых, она не выделяется особо как специфическая деятельность; она проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего, вплетаясь в русло всех ведущих линий развития ребенка. Потому задача развития познавательной активности малышей считается очень важной.

Во-вторых, взрослый человек способен определить и ограничить круг собственных интересов, стремясь глубже познать суть явления, выделить в нем главное и второстепенное, вскрыть причины, следствие и закономерности. Этот процесс требует целенаправленной любознательности и устойчивых интересов.

В младшем возрасте ребенок не способен к такой сложной сознательной деятельности. Но у него уже формируется любознательность, проявляющаяся в элементарной форме – любопытстве ко всему окружающему. Своеобразие познавательной деятельности маленького ребенка в том, что она носит действенный характер и формируется на чувственной основе.

По мнению Л.Н. Павловой познавательное развитие маленького ребенка не следует понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочивание этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности. Следует выделить центральное, стержневое звено – знания о человеке, которые должны быть преподнесены ребенку в доступной форме. Все другие знания начинают восприниматься в связи с пониманием человека: человек и его жилище, человек и результаты его труда, человек и растительный мир, человек и животный мир.

Эти представления формируются постепенно – в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщения, сравнения. Взрослый должен вести ребенка от простого к сложному, помня о том, что ребенок видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни. Однако любая информация должна облекаться в доступную для ребенка форму.

Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребенка. Поиск знаний, пытливость ума обнаруживается наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждает интерес, питает чувства ребенка, а необходимых знаний для их выражения еще нет.

Но само по себе познавательное отношение не преобразуется в более или менее стойкий познавательный интерес. Формирование познавательных интересов как условие воспитания пытливости ума осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. Из многообразия явлений воспитатель отбирает то, что имеет воспитывающее и развивающее воздействие, что может привлечь внимание детей, вызвать у них положительные эмоции – радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия явлений и пробуждается интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагог закрепляет положительное отношение к отдельным явлениям и лишь постепенно расширяет их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей теми или иными явлениями.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Динамика изменений уровня развития начал экологической культуры в процессе познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
На основе проведенной системы работы по формированию начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста по результатам диагностики, мы получили следующие показатели, наглядно представленные в таблицах 3 и 4. Таблица 3. Методика экологических знаний дошкольников О. Соломенниковой, ад ...

Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся
Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование игровых технологий в образовательном процессе. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельнос ...

Наука 19 века
Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в проведении научных исследований в Украине, с подозрением воспринимали прогрессивные идеи. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки. Развитию науки в Украине способство ...

Категории

Copyright © 2021 www.fiteducation.ru