О.А.Андреев в книге «Учитесь быстро читать» предлагает использовать алгоритмы чтения. Дифференциальный алгоритм чтения сводится к 3 пунктам:
1) ключевые слова;
2) смысловые ряды;
3) доминанта - значение.
«Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.
Смысловые ряды. Это пары слов, они состоят из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой «золотого ядра» содержания текста.
Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замысел автора. Текст как бы мгновенно сжимается, мысленно конспектируется. В нем остаются только зерна мысли, «золотое ядро» на уровне непрерывных цепочек пар слов.
Но это только промежуточный этап. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает как бы количественные преобразование - сжимается, прессуется. Однако, кроме количественного анализа, сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма - выявлению доминанты- Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления смыслового замысла автора-
Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы как бы расчленено - замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе - быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно.
Размечая текст по блокам алгоритма, мы с карандашом в руках прочитываем его три раза. При первом чтении подчеркиваем только ключевые слова. Как видно из приведенного выше примера, не все слова текста являются ключевыми, а только те из них, которые будут использованы для последующих построений. Второе чтение используем для построения смысловых рядов: удобно записывать их на отдельном листочке. И, наконец, читая текст, а точнее, смысловые ряды, в третий раз формируем значения, из которых складывается затем доминанта.
Формируя доминанту, мы как раз и решаем задачу поиска именного того, что, как говорят, содержится между строк».
Обычный читатель, желающий научиться быстро читать сталкивается на практике со следующими трудностями:
1) не понимает, какие слова относятся к ключевым, и подчеркивает все подряд без предлогов, союзов, междометий;
2) не понимает, что такое смысловые ряды, а просто переписывает (практически дословно) предложение за предложением, как в тексте;
3) не умеет формировать доминанту своими словами, а просто читает предложение из текста, показавшееся важным.
К сожалению, теория расходится с практикой, и О.А.Андреев не объясняет, как можно избежать возникающих трудностей (не только в книге, но и на курсах):
Познавательно о обучении:
Особенности обучения информатике в общеобразовательной
школе
	 Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, в то же время сущес ...
	
Разработка план – конспектов уроков по разделу «Интерьер жилого дома»
	 План-конспект №1 Раздел: «Технология обработки конструкционных материалов». Тема урока: "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру». Класс: 7. Цели урока: 1. Образовательная: закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование и обработка плечевых изделий”. 2. Вос ...
	
Исследование уровня развития навыков говорения после проведения уроков с
применением видеоматериалов
	 На итоговом занятии в 6 «Б» и 7 «А» классах присутствовало по 13 человек. Для проведения исследования уровня развития навыков говорения после проведения уроков с применением видеоматериалов учащимся 7 «А» класса было предложено рассказать по составленному нами плану о себе, своих увлечениях, любимы ...