Особенности и сложности современных методик быстрого чтения

Новая педагогика » Современные методики повышения скорости чтения » Особенности и сложности современных методик быстрого чтения

Страница 2

1) Как найти ключевые слова?

2) Как ключевые слова связать в смысловые ряды?

3) Как найти в тексте и сформулировать своими словами доминанту?

Поэтому многие читатели, так и не научились быстро читать.

М.А. Зиганов в книге «Как повысить культуру, качество и скорость чтения» предлагает при чтении в каждом абзаце текста обязательно:

1) отыскивать основные мысли (ОМ);

2) подкреплять их второстепенными мыслями (ВМ);

3) устанавливать связи между основными и второстепенными мыслями;

4) не сосредотачивать внимание на несущественной информации.

«К несущественной информации относятся вводные слова, связывающие фразы или просто ненужная и неинтересная для конкретного читателя информация.

Второстепенные мысли показаны как существенная, но не главная в абзаце информация. Второстепенные мысли могут быть приведены как в виде предложений, так и в виде фактического материала, на основе которого читателю нужно построить мысли самостоятельно.

Основная, главная мысль - наиболее важная информация из всех существенных в абзаце.

Существенная информация (основные и второстепенные мысли) запоминается читателем, как правило, не в формулировках автора, а в собственных формулировках. Стремясь достаточно полно, но лаконично сформулировать основные мысли. Вы переосмысливаете предложенное автором. В процессе переосмысления активизируется внимание, текст хорошо воспринимается и прочно запоминается.

В каждом абзаце любого текста содержится только одна основная мысль, Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Ее нужно уметь выделять, распознавать и сформулировать.

Основные или самые главные мысли абзацев могут быть выражены явным либо неявным образом. При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысль выделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т.п.:) Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки. Нередко для подведения читателя к основной мысли автор используем слова-выводы: итак, в результате, следовательно и т.п.

Основная мысль может быть выявлена неявным образом - с помощью чисел, формул, коротких умозаключений или даже фраз. Неявно выраженная основная мысль абзаца должна быть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося в абзаце.

Практика показывает, что большинству, независимо от умственного развития, зачастую трудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должной тренировки.

Первостепенная задача - научиться выделять из абзаца такую мысль, которая была бы максимально приближена к основной мысли автора, а Ваши собственные мысли, которые возникают при чтении, нужно отделить от авторской мысли и запомнить как свои собственные, находящиеся либо в полемике с авторскими, либо в гармоническом согласии с ними.

Возникает вопрос, как найти второстепенные мысли, если еще не определена основная мысль. Распознавание ОМ и ВМ - это процесс: какая-то мысль может сначала показаться основной, а потом в процессе чтения понимаешь, что она второстепенная, так как более важной оказывается другая.

По мере приобретения опыта Вы будете все лучше определять, что является ОМ, а что - ВМ. ОМ и ВМ надо уметь четко разделять, видеть каждую в отдельности, а не идти от ОМ к ВМ, как бы выстраивая структуру.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении
Исследование проводилось на базе Государственного учреждения «Областной социально–реабилитационный Центр для несовершеннолетних» (ОСРЦ) г. Кургана. Учреждение является стационарным специализированным учреждением медико-социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабил ...

Методы проведения факультативных занятий
Методы проведения факультативных занятий должны обеспечивать: 1. Преемственность методов, применяемых на основных и факультативных занятиях, по математике означает, что методы, используемые на факультативных занятиях, являются естественным продолжением методов, используемых на основных уроках. 2. С ...

Методика работы по раскрытию софизмов
Предъявление софизма сопровождается заданием «Найти ошибку». Необходимое условие применимости того или иного математического софизма состоит в наличии у школьников предпосылок для раскрытия этого софизма, т.е. должна быть некая база математических понятий, которой учащиеся могли бы воспользоваться ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru