Особенности и сложности современных методик быстрого чтения

Новая педагогика » Современные методики повышения скорости чтения » Особенности и сложности современных методик быстрого чтения

Страница 2

1) Как найти ключевые слова?

2) Как ключевые слова связать в смысловые ряды?

3) Как найти в тексте и сформулировать своими словами доминанту?

Поэтому многие читатели, так и не научились быстро читать.

М.А. Зиганов в книге «Как повысить культуру, качество и скорость чтения» предлагает при чтении в каждом абзаце текста обязательно:

1) отыскивать основные мысли (ОМ);

2) подкреплять их второстепенными мыслями (ВМ);

3) устанавливать связи между основными и второстепенными мыслями;

4) не сосредотачивать внимание на несущественной информации.

«К несущественной информации относятся вводные слова, связывающие фразы или просто ненужная и неинтересная для конкретного читателя информация.

Второстепенные мысли показаны как существенная, но не главная в абзаце информация. Второстепенные мысли могут быть приведены как в виде предложений, так и в виде фактического материала, на основе которого читателю нужно построить мысли самостоятельно.

Основная, главная мысль - наиболее важная информация из всех существенных в абзаце.

Существенная информация (основные и второстепенные мысли) запоминается читателем, как правило, не в формулировках автора, а в собственных формулировках. Стремясь достаточно полно, но лаконично сформулировать основные мысли. Вы переосмысливаете предложенное автором. В процессе переосмысления активизируется внимание, текст хорошо воспринимается и прочно запоминается.

В каждом абзаце любого текста содержится только одна основная мысль, Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Ее нужно уметь выделять, распознавать и сформулировать.

Основные или самые главные мысли абзацев могут быть выражены явным либо неявным образом. При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысль выделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т.п.:) Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки. Нередко для подведения читателя к основной мысли автор используем слова-выводы: итак, в результате, следовательно и т.п.

Основная мысль может быть выявлена неявным образом - с помощью чисел, формул, коротких умозаключений или даже фраз. Неявно выраженная основная мысль абзаца должна быть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося в абзаце.

Практика показывает, что большинству, независимо от умственного развития, зачастую трудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должной тренировки.

Первостепенная задача - научиться выделять из абзаца такую мысль, которая была бы максимально приближена к основной мысли автора, а Ваши собственные мысли, которые возникают при чтении, нужно отделить от авторской мысли и запомнить как свои собственные, находящиеся либо в полемике с авторскими, либо в гармоническом согласии с ними.

Возникает вопрос, как найти второстепенные мысли, если еще не определена основная мысль. Распознавание ОМ и ВМ - это процесс: какая-то мысль может сначала показаться основной, а потом в процессе чтения понимаешь, что она второстепенная, так как более важной оказывается другая.

По мере приобретения опыта Вы будете все лучше определять, что является ОМ, а что - ВМ. ОМ и ВМ надо уметь четко разделять, видеть каждую в отдельности, а не идти от ОМ к ВМ, как бы выстраивая структуру.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Организация и методы изучения воображения
Исследование проводилось в Муниципальном специальном «коррекционном» образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. «Барнаульская специальная «коррекционная» общеобразовательная школа интернат № 4 V вида», в период с 1сентября 2008 по 20 мая 2009г. ...

Карл Фридрих Гаусс
В Броауншвейге 30 апреля 1777 года родился будущий великий математик. Сын водопроводчика в 1795 году поступил в Геттингенский университет, который с успехом закончил в 1798 году. В 1799 году Карл Фридрих получил доцентуру в Брауншвейге, а в 1807 году кафедру математики и астрономии в Геттингенском ...

Организация проведения зачета
Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачетов. Тематический зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выд ...

Категории

Copyright © 2022 www.fiteducation.ru