1) Как найти ключевые слова?
2) Как ключевые слова связать в смысловые ряды?
3) Как найти в тексте и сформулировать своими словами доминанту?
Поэтому многие читатели, так и не научились быстро читать.
М.А. Зиганов в книге «Как повысить культуру, качество и скорость чтения» предлагает при чтении в каждом абзаце текста обязательно:
1) отыскивать основные мысли (ОМ);
2) подкреплять их второстепенными мыслями (ВМ);
3) устанавливать связи между основными и второстепенными мыслями;
4) не сосредотачивать внимание на несущественной информации.
«К несущественной информации относятся вводные слова, связывающие фразы или просто ненужная и неинтересная для конкретного читателя информация.
Второстепенные мысли показаны как существенная, но не главная в абзаце информация. Второстепенные мысли могут быть приведены как в виде предложений, так и в виде фактического материала, на основе которого читателю нужно построить мысли самостоятельно.
Основная, главная мысль - наиболее важная информация из всех существенных в абзаце.
Существенная информация (основные и второстепенные мысли) запоминается читателем, как правило, не в формулировках автора, а в собственных формулировках. Стремясь достаточно полно, но лаконично сформулировать основные мысли. Вы переосмысливаете предложенное автором. В процессе переосмысления активизируется внимание, текст хорошо воспринимается и прочно запоминается.
В каждом абзаце любого текста содержится только одна основная мысль, Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Ее нужно уметь выделять, распознавать и сформулировать.
Основные или самые главные мысли абзацев могут быть выражены явным либо неявным образом. При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысль выделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т.п.:) Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки. Нередко для подведения читателя к основной мысли автор используем слова-выводы: итак, в результате, следовательно и т.п.
Основная мысль может быть выявлена неявным образом - с помощью чисел, формул, коротких умозаключений или даже фраз. Неявно выраженная основная мысль абзаца должна быть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося в абзаце.
Практика показывает, что большинству, независимо от умственного развития, зачастую трудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должной тренировки.
Первостепенная задача - научиться выделять из абзаца такую мысль, которая была бы максимально приближена к основной мысли автора, а Ваши собственные мысли, которые возникают при чтении, нужно отделить от авторской мысли и запомнить как свои собственные, находящиеся либо в полемике с авторскими, либо в гармоническом согласии с ними.
Возникает вопрос, как найти второстепенные мысли, если еще не определена основная мысль. Распознавание ОМ и ВМ - это процесс: какая-то мысль может сначала показаться основной, а потом в процессе чтения понимаешь, что она второстепенная, так как более важной оказывается другая.
По мере приобретения опыта Вы будете все лучше определять, что является ОМ, а что - ВМ. ОМ и ВМ надо уметь четко разделять, видеть каждую в отдельности, а не идти от ОМ к ВМ, как бы выстраивая структуру.
Познавательно о обучении:
Методические рекомендации по развитию одаренности в области
художественной деятельности
	 Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Ме ...
	
Понятие стиля саморегуляции и особенности саморегулирования деятельности
	 Я уже указывал выше, что во время занятий, наблюдая за учениками, я видел различия в процессах планирования, программирования, моделирования ребенком своей деятельности, а также разным оценивание ее результатов, у детей с различной степенью выраженности агрессии. А также как все эти процессы являют ...
	
Обзор образовательной программы по экологическому воспитанию для детей
дошкольного возраста
	 Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики в нашей стране началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов. Несмотря на это, в настоящее время именно дошкольное звено в системе непрерывного экологического образования работает наибол ...