Профессионально – значимые качества личности как характеристики интеллектуальной, эмоционально – волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально –педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.
Доминантные качества – отсутствие любого, из которых влечет возможность эффективного осуществления педагогической деятельности. (Социальная активность, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние – сплав духовности, привлекательности, честность, справедливость, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, социальная активность, добросовестность.)
Периферийные качества – качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности. (Доброжелательность, приветливость, артистичность, мудрость, оптимизм.)
Негативные качества – качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда. (Выделение любимчиков и постылых детей, неуравновешенность, мстительность, высокомерие, рассеянность.)
Профессионально – недопустимые качества ведут к профессиональной непригодности. (Наличие вредных привычек, рукоприкладство, грубость, беспринципность, нравственная нечистоплотность, безответственность.)
Достаточен ли такой перечень качеств?
Приведите из своего опыта примеры, которые подтверждают, что уравновешенность, гуманность, целеустремленность являются доминирующими качествами в педагогической профессии.
Предложите варианты предупреждения появления негативных качеств личности.
Каковы на ваш взгляд, связи между личностными качествами учителя и его действиями.
Отметьте плюсом все, те качества, которые вам присущи.
Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период развития положительных качеств личности.
Рефлексия
«Карта личности», тест «Профессиональное мастерство» и анализ профессионально – значимых качеств личности позволяют нам оценить свои сильные и слабые профессиональные позиции, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, саморазвития. Но для того, чтобы это сделать необходимо сравнить данные этих трех работ. Сравните данные, сделайте выводы:
Насколько полученные вами результаты свидетельствуют о дальнейшей успешности в педагогической деятельности?
Какими рекомендациями по развитию тех или иных качеств вы бы хотели поделиться с группой?
Проанализируйте собственное поведение в области воспитания и обучения учащихся, свои профессиональные качества.
В чем значение данного практического занятия для вас?
Самостоятельная работа студентов
Цель: развивать умения логической обработки текста.
Рецензия – это изложение анализа текста, в котором рассматривается его содержание, форма, отмечаются и аргументируются его достоинства и недостатки, делаются выводы и обобщения.
Примерный план рецензии:
Какую проблему затрагивают авторы книги?
Основные идеи параграфа?
Какие пути решения поставленной проблемы предлагают авторы? С чем вы согласны, с чем нет? Почему?
Какова форма предоставления информации в книги, ее достоинства и недостатки?
Какие выводы можно сделать, после прочтения этих параграфов? Выразите ваше эмоциональное отношение к прочитанному материалу (понравилось, не понравилось, почему?)
Форма контроля – выступление на занятии, проверка письменных заданий.
Познавательно о обучении:
Контроль как раздел методической работы в ДОУ
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сло ...
Методические особенности изучения темы: «Линейная функция и её график»
Эта тема в курсе алгебры очень важная, т.к. понятие «функция» само по себе сложное, и, как показывает практика, далеко не все дети хорошо работают с графиками. Тема требует использования дополнительных дидактических средств, например, компьютерной техники или средств на печатной основе. Для повышен ...
Пути формирования грамматически правильной речи дошкольного возраста
Овладение детьми грамматического строя речи – одна из самых важных проблем детской и педагогической психологии. Усвоение ребенком грамматического строя речи чаще всего связано с формированием у него коммуникативных функций речи. Ребенок использует язык как средство общения в меру того, как более-ме ...