Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей педагога

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей педагога

Страница 2

Дидактические способности– способность преподносить ученикам материал доступно, ясно, просто и понятно, вызывать интерес к нему, возбуждать у них активную самостоятельную мысль.

Организаторские.

Способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся.

Перцептивные – способность проникать в психику ученика, педагогическая наблюдательность.

Экспрессивные способности – речевые, способность ясно и четко выражать мысли и чувства при помощи речи, мимики и пантомимики.

Коммуникативные способности– способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками, педагогический такт, требовательность, правильный подход к детям.

Академические способности– способность в соответствующей области знаний, науки.

Личностные способности – выдержка, настойчивость, терпение и т.д.

Педагогическое воображение – способность предвидеть последствия своих действий, способность проектировать развитие личности ученика.

Высокая степень распределения внимания.

Как видно, практически все педагогические способности тесно связаны с коммуникативными способностями.

Овладеть искусством речи должен и может каждый педагог. Начинается эта работа с изучения соответствующей литературы. В первую очередь будущему учителю можно порекомендовать книги Г.З. Апресяна «Ораторское искусство» , А.Б. Вексера «Тренинг актерского мастерства учителя», А.А. Мурашова «Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие с успехом», Е.А. Ножина «Основы советского ораторского искусства». Продолжая изучать литературу, необходимо чаще выступать, разговаривать с педагогами, учителями школ, товарищами и т.д., каждый раз анализируя собственное выступление и в дальнейшем исправляя допущенные ошибки. Не следует забывать тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, надо много говорить.

Начать изучение особенностей своей речи необходимо как можно раньше. Правильно ли вы произносите слова, звуки, ставите ударения? Богата ли ваша речь или вы с трудом строите свое изложение? Точны ли вы своих определениях, в употреблении новых слов, нет ли у вас затруднений в образовании грамматических форм разных частей речи? Полученная информация покажет вам слабые места в вашей речевой подготовке, а работа с литературой, упражнения помогут от них избавиться.

Упражнения на развитие фонационного дыхания

Упражнение 1. «Егорки». Данное упражнение позволит определить индивидуальные особенности речевого выдоха. После произнесения детской считалочки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» – глубокий вдох и на выдохе считать: «раз Егорка, два Егорка…» и т.д. до полного использования воздуха. Последний результат показатель распределения и емкости дыхания.

Упражнение 2. «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2-3 см, длиной 7-10 см) и, представив, что это свеча дуйте на нее. Она откланяется от вас, - это «отклонилось «пламя». Такая свеча позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный – бумажка находится в одном положении – отклонившись. Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц.

Упражнение 3. «Этажи». Представьте, что шагаете по этажам с группой ребят. Они устали вы своим голосом как бы подбадриваете их, говоря о том, что скоро дойдем:

И пятый этаж…

И четвертый этаж.

И третий этаж.

И второй этаж.

И первый этаж.

Звук направляется не вперед, а как бы вверх. Слова «кладите» все выше и выше (это фиксируется движением руки).

Упражнения на развитие голоса

Упражнение 1. Обратитесь к ученику с просьбой, требованием, предупреждением, похвалой, приказом, пожеланием.

Упражнение 2. Попытайтесь произнести с разными оттенками фразы: «Кто сегодня дежурный?», «Прошу внимания!».

Упражнение 3. Произнесите фразы: «Посмотрите на доску!», «Откройте учебники!» - требовательно, обещая интересное, сердито, мягко, торжественно.

Упражнение 4. «Появитесь» перед аудиторией в одной из ролей: «новый русский», «одинокий художник», «Гамлет», «диктор государственного телевещания». Продумайте речевое и невербальное поведение. Расскажите в этой роли стихотворение:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!»

Можно ли на основании исполнения составить устный словесный портрет говорящего по его манере речи?

Упражнение 5. «Эмоциональная палитра». Прочитайте скороговорку так, чтобы каждая строка вне зависимости от содержания выражала какое – либо чувство, которое предстоит угадать аудитории. Это восторг, ирония, сочувствие, усталость, угроза, удивление. Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак; сунул грека руку в реку – рак за руку грека цап.

Упражнения на развитие выразительности речи

Упражнение 1. Посоветуйте прочитать своим товарищам какую-нибудь книгу: «Я советую прочитать…».

Упражнение 2. Поздравьте учеников с началом учебного года.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Принципы комплектования медицинских групп
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы намного сложнее, чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. В некоторых школах допус ...

Виды игры в экологическом воспитании дошкольников
Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерс ...

Педагогические условия стимулирования самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов: 1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности уча ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru