Педагогический такт и культура общения учителя. Упражнения в проведение коммуникативной атаки

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Педагогический такт и культура общения учителя. Упражнения в проведение коммуникативной атаки

Страница 2

На уроке физкультуры учащиеся играют в баскетбол. Один из них на голову выше товарищей и в прямом и переносном смысле слова. Он верховодит на площадке, фактически не давая играть товарищам. «Коля, - подойдя к нему, негромко говорит учитель, встань под свое кольцо, и распасовывай мячи так, чтобы включить в игру всех ребят, как делаю я, когда участвую в игре. Ты, наверное, обратил на это внимание». Больше замечаний делать не пришлось. В активную игру включились все.

Педагогический такт не терпит формализма, не допускает крайностей во взаимодействии со школьниками. Это не отдельные поступки учителя, это стиль поведения. Выработать тактичный стиль поведения возможно, если развить в себе следующие нравственно-психологические качества:

Научиться владеть собой, сдерживать проявление отрицательных эмоций, уметь понимать состояние другого человека, уметь критически относиться к собственной личности.

Быть наблюдательным и внимательным, понимать мотивы поведения. Учитывать возраст, опыт и индивидуальные особенности воспитанника.

Научиться прогнозировать последствия своего поведения, а также вовремя вносить необходимые изменения в свою педагогическую деятельность.

Уметь управлять собой, проявляя уважение и к ученикам и к себе – это важное педагогическое качество. Но для этого сначала надо научиться анализировать поведение учителя в различных ситуациях.

Тренинг по анализу педагогических ситуаций

Обсуждение ситуации по вопросам:

Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.

Определите, какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную).

Дайте характеристику участникам ситуаций: индивидуальные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.

Определите стили отношения, руководства, общения педагога.

Удалось ли учителю проявить педагогический такт.

Можно ли использовать приемы косвенного воздействия в данной ситуации.

Как Вы повели бы себя в подобной ситуации.

Звенит звонок на урок. Восьмой класс у кабинета литературы ожидает учителя. Кабинет закрыт. Вот и учительница. Она подошла к двери, вставила ключ в замочную скважину, но замок не открылся.

Присмотревшись, она заметила, что замочная скважина забита бумагой. Обведя ребят подозрительным взглядом, учительница спросила: «И кто до этого додумался?»

Ребята растерянно переглянулись. «Надеетесь таким образом сорвать урок?», - накинулась учительница на ребят с обвинениями. Ученики пробовали возразить, но учительница не слушая, продолжала их обвинять, высказывать угрозы, она почти кричала от негодования…

И в этот момент к кабинету подошел завхоз: «Простите, Елена Петровна, опоздал к началу урока. Я вам другой класс открою, а в этом трубу прорвало. Замок я специально закупорил, чтобы никто не вошел и ноги не промочил».

2 ситуация

Возбужденный злой Миша в сопровождении старосты входит в кабинет к классному руководителю. Тот занят: держит в руках гвозди, чтобы повесить картину. Увидев Мишу, он спокойно обратился к нему: «Миша, подай мне, пожалуйста, молоток».

Миша подает молоток. «А теперь отойди в сторону и посмотри, не криво ли весит картина? Вот мы и справились. А теперь давай поговорим, что у вас там случилось». Миша без раздражения рассказал обо всем, сто произошло. Напоследок классный руководитель спросил: «Договорились, больше этого не будет?». Миша ответил: «Хорошо. Если будет нужна моя помощь в кабинете, Вы только позовите».

3 ситуация

На урок к молодому учителю приходил подросток в щегольски завязанном на голой шее шарфе и варежках, мешавших ему писать. Каждое занятие начиналось с нудных перепирательств, с требований снять шарф и варежки и с ответных жалоб: «Мне холодно». Об инциденте узнал директор. На очередном занятии был зачитан его приказ: «В связи со слабым здоровьем и опасностью переохлаждения разрешить учащемуся Н. Посещать занятия в шарфе и варежках». Ситуация резко изменилась. Мальчик стал добиваться отмены приказа.

4 ситуация

Задание сложнее: предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации. Активист, хороший ученик лучше других, но хуже, чем обычно, выполнил домашнее задание… Ваши действия.

5 ситуация

Ученик, на которого кричит учитель, заявляет: «Вы не имеете право на меня кричать. И не кричите, пожалуйста».

6 ситуация

Ученику, который неуверенно и не совсем правильно отвечает у доски, учитель задает целый ряд наводящих вопросов. Первые вопросы помогают ученику, подбадривают его, помогают ему формулировать свои мысли. Ученик начинает отвечать точнее и смелее. Следующие вопросы такого эффекта уже не дают, а последние даже сбивают, раздражают ученика, делают его ответ снова неуверенным и неточным…

7 ситуация

Учитель разговаривает с учеником, который опоздал на урок. Ребенок внимательно слушает и обещает, что больше этого не повторится. По тону школьника видно, что он говорит искренне. Но учитель продолжает доказывать ему, что опаздывать нельзя. Ученик начинает злиться, он переводит взгляд, смотрит куда-то вдаль и решает про себя, что завтра он совсем не придет на этот урок.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Особенности онтогенетического и дизонтогенетического развития речи
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению общего недоразвития речи у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндог ...

Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата
В данной группе заболёваний наиболее часто встречаются нарушения в формировании позвоночника (нарушение осанки и сколиоз). В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная ...

Понятие детей группы риска, их психологические особенности
В настоящее время понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Понятие дети группы риска может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии. Слово риск означает возможность, большую вер ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru