Неверная тактика общения, нетактичность учителя с учащимися затрудняют воспитание и обучение, разъединяют коллектив. Только деловое общение, загрузка воспитанников серьезной учебной и внеклассной работой, мастерское проведение уроков, перемен, классных часов способствуют высокой эффективности учебно-воспитательного процесса, нормальному общению, высокой дисциплине.
Упражнения по развитию умений управлять общением
Задание 1:
Смоделируйте ситуацию общения педагога с родителями по поводу срыва учеником урока. Не забывайте при этом про культуру общения, соблюдения педагогического такта. При этом варианты поведения родителей в данной ситуации следующие:
Агрессивно настроенный родитель: «Вечно Вы придираетесь к моему ребенку!»
Равнодушный к делам ребенка: «Зачем меня вызвали? Вы педагог, Вы и воспитывайте».
Растерянный: «Не знаю, что мне с ними делать!»
Задание 2: (поиск «пристроек» в общении)
Польсти товарищу (лесть в действии).
Одолжи деньги у товарища.
Оправдывай свое опоздание на собрание, на урок.
Задание 3:
Проведите «коммуникативную атаку», соблюдая педагогический такт, учитывая, что перед уроком Вы выяснили, что не все дети поняли домашнее задание. А объяснить материал новой темы, необходимо опираясь на данную работу.
Задание 4:
Дайте поручение ученикам провести генеральную уборку кабинета.
При выполнении заданий вы наверное обратили внимание, что педагогическое общение предполагает ряд умений:
Быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения.
Правильно планировать и осуществлять саму систему коммуникаций, в частности ее важнейшее звено – речевое воздействие.
Быстро и точно находить адекватные содержанию общения коммуникативные средства, соответствующие одновременно вашей творческой индивидуальности и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям человека, выступающего в качестве объекта воздействия.
Постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
Психология педагогического взаимодействия
Задание 1:
Охарактеризуйте следующие варианты педагогического взаимодействия: S-O (субъект-объектный), S-S (субъект-субъектный).
Задание 2.
Дайте сравнительную характеристику субъект-объектных и субъект-субъектных типов взаимодействия, заполнив таблицу.
Табл. 8. Характеристика субъект-объектных и субъект-субъектных типов педагогического взаимодействия
|
Критерии для сравнения |
Типы взаимодействия | |
|
субъект-объектный |
субъект-субъектный | |
|
Активность – пассивность во время коммуникативной атаки | ||
|
Характер регуляции взаимоотношений, культура общения | ||
|
Учебная мотивация (как создается) | ||
|
Личностное расстояние | ||
|
Основные педагогические методы, приемы | ||
|
Характер отметок | ||
|
Качества характера учителя | ||
|
Наличие у ребенка свободы выбора | ||
Рефлексия
Сделайте вывод о развитие коммуникативных умений, культуры общения, соблюдение при взаимодействии с другими людьми педагогического такта, проанализируйте свои ощущения при организации «коммуникативной атаки».
К какому стилю руководства вы склонны? Как вы думаете почему?
Самостоятельная работа студентов
Цель: Развитие умения чувствовать состояния другого человека, умения пользоваться алгоритмом анализа педагогических ситуаций, умения находить взаимосвязь стилей руководства и общения педагога с выбором методов, приемов воспитания через развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять, выражать свою точку зрения.
Задания на выбор:
1 вариант. Напишите мини-сочинение (1 стр.) на тему «Детский портрет», «Женский портрет» или «Мужской протрет». В сочинение необходимо описать характер человека, его душевное состояние, изображенного на портретах из «Малой художественной галереи» (1 этаж ИГПК №1). Сделайте вывод: какова роль эмпатии в педагогической деятельности.
Познавательно о обучении:
Реализация программы по профессиональной реабилитации детей группы риска в
интернатном учреждении
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты реабилитации. Она пройдет успешнее, если будет носить комплексный характер, то есть будет включать все виды реабилитации (медицинскую, психологическую, педагогическую, социально - экономическую, профессиональную, бытовую). Поэтому совместно ...
Обзор научно-методической литературы по использованию игр
Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рассматривалась как о ...
Теоретический анализ проблемы творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности". Немов Р.С. рассматривая проблему способностей, определяет их в более узком смысле, говоря, что способности – это то, ч ...