Неверная тактика общения, нетактичность учителя с учащимися затрудняют воспитание и обучение, разъединяют коллектив. Только деловое общение, загрузка воспитанников серьезной учебной и внеклассной работой, мастерское проведение уроков, перемен, классных часов способствуют высокой эффективности учебно-воспитательного процесса, нормальному общению, высокой дисциплине.
Упражнения по развитию умений управлять общением
Задание 1:
Смоделируйте ситуацию общения педагога с родителями по поводу срыва учеником урока. Не забывайте при этом про культуру общения, соблюдения педагогического такта. При этом варианты поведения родителей в данной ситуации следующие:
Агрессивно настроенный родитель: «Вечно Вы придираетесь к моему ребенку!»
Равнодушный к делам ребенка: «Зачем меня вызвали? Вы педагог, Вы и воспитывайте».
Растерянный: «Не знаю, что мне с ними делать!»
Задание 2: (поиск «пристроек» в общении)
Польсти товарищу (лесть в действии).
Одолжи деньги у товарища.
Оправдывай свое опоздание на собрание, на урок.
Задание 3:
Проведите «коммуникативную атаку», соблюдая педагогический такт, учитывая, что перед уроком Вы выяснили, что не все дети поняли домашнее задание. А объяснить материал новой темы, необходимо опираясь на данную работу.
Задание 4:
Дайте поручение ученикам провести генеральную уборку кабинета.
При выполнении заданий вы наверное обратили внимание, что педагогическое общение предполагает ряд умений:
Быстро, оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения.
Правильно планировать и осуществлять саму систему коммуникаций, в частности ее важнейшее звено – речевое воздействие.
Быстро и точно находить адекватные содержанию общения коммуникативные средства, соответствующие одновременно вашей творческой индивидуальности и ситуации общения, а также индивидуальным особенностям человека, выступающего в качестве объекта воздействия.
Постоянно ощущать и поддерживать обратную связь в общении.
Психология педагогического взаимодействия
Задание 1:
Охарактеризуйте следующие варианты педагогического взаимодействия: S-O (субъект-объектный), S-S (субъект-субъектный).
Задание 2.
Дайте сравнительную характеристику субъект-объектных и субъект-субъектных типов взаимодействия, заполнив таблицу.
Табл. 8. Характеристика субъект-объектных и субъект-субъектных типов педагогического взаимодействия
|
Критерии для сравнения |
Типы взаимодействия | |
|
субъект-объектный |
субъект-субъектный | |
|
Активность – пассивность во время коммуникативной атаки | ||
|
Характер регуляции взаимоотношений, культура общения | ||
|
Учебная мотивация (как создается) | ||
|
Личностное расстояние | ||
|
Основные педагогические методы, приемы | ||
|
Характер отметок | ||
|
Качества характера учителя | ||
|
Наличие у ребенка свободы выбора | ||
Рефлексия
Сделайте вывод о развитие коммуникативных умений, культуры общения, соблюдение при взаимодействии с другими людьми педагогического такта, проанализируйте свои ощущения при организации «коммуникативной атаки».
К какому стилю руководства вы склонны? Как вы думаете почему?
Самостоятельная работа студентов
Цель: Развитие умения чувствовать состояния другого человека, умения пользоваться алгоритмом анализа педагогических ситуаций, умения находить взаимосвязь стилей руководства и общения педагога с выбором методов, приемов воспитания через развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять, выражать свою точку зрения.
Задания на выбор:
1 вариант. Напишите мини-сочинение (1 стр.) на тему «Детский портрет», «Женский портрет» или «Мужской протрет». В сочинение необходимо описать характер человека, его душевное состояние, изображенного на портретах из «Малой художественной галереи» (1 этаж ИГПК №1). Сделайте вывод: какова роль эмпатии в педагогической деятельности.
Познавательно о обучении:
Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового
обучения при изучении машинной вышивки
Уроки технологии девочки при изучении машинной вышивки должны проводиться в кабинетах обслуживающего труда, где они приобретают навыки швейного дела. Кабинет должен быть оборудован швейными машинами и всеми необходимыми для урока вышивания – как в настоящей профессиональной мастерской. Наиболее удо ...
Ознакомление с природой на занятиях
Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада я определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Наряду с этим в программное содержание занятия могут быть включены задачи, направленные на фор ...
Методика проведения урока по теме «Обмен веществ»
в ІХ классе общеобразовательной школы
Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно -развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащегося Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, ...