Понятие о принципе наглядности. Исследования по данной проблеме

Страница 1

Учебная деятельность является важным содержанием особенно в младшем школьном возрасте. Под мотивацией учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, интересы.

Матюхина М.В. указывает, что одно из важнейших условий формирования мотивации - целеобразование. Цель обладает большой мотивационной силой, но принятие и удержание ребенком целей представляют собой большие трудности. О.К. Тихомиров различает цели по характеру связи между целью и мотивом. Если цель задана извне, связь формируется как бы от цели к мотиву. Если цель самостоятельно сформулирована в ходе индивидуальной деятельности, то связь формируется от мотива к цели. Матюхина М.В. считает, что в процессе формирования мотивации учения младших школьников надо обратить внимание на связь от цели к мотиву. Мотивация рождается в самой деятельности, и очень важно придать целям, стоящим перед учащимися в учебной деятельности, самостоятельное значение, в результате цель приобретает собственную побудительную силу и превращается в мотив-цель. Само образование цели может носить характер развернутого во времени процесса. О. К. Тихомиров предлагает различать:

предварительную (предшествующую обсуждению)

окончательную постановку цели (принятие);

Они не обязательно совпадают. Ha уроке учащийся получает цель извне, от учителя, в готовом виде. Однако Божович Л.И. указывает, что объективные цели должны стать целями и мотивами самого ученика. Определенность, ясность, осознанность целей повышает активность, усиливает мотивацию. По А.Н. Леонтьеву, - выделение и осознание целей не представляет собой автоматически происходящий и одномоментный акт.

В связи с этим возникает вопрос об управлении целями и переводе целей в мотив-цель. Исследование Славиной Л.С. показало, что четкая очерченность цели деятельности приводит к исключительно большому эффекту. В этих случаях ребенок может сделать работу, в несколько раз превышающую по объему ту, которую он делал без постановки цели. В то же время некоторые дети в 3 классе, по данным Л.С. Славиной, когда им предлагали интересную и неопределенную по конечной цели работу, самостоятельно ставили перед собой цель. Иногда дети намечали конец своей работы не сразу, а тогда, когда у них уже возникало пресыщение. В результате деятельность ребенка приобретала более устойчивый, целенаправленный характер и быстрый темп. Во всех этих случаях дети сами начинали управлять своими потребностями на основе принятой цели, принятого намерения.

На уроке учащийся получает цель от учителя в готовом виде. Цель эта может выступать как чисто внешнее требование учителя, внутренне ребенок не принимает ее, не удерживает, поэтому в ходе деятельности может произойти замена цели. Ребенок, например, начинает думать не о ходе решения задачи, а о том, как быстрее получить результат. По мнению А.Н. Леонтьева, выделение и осознание учеником частных целей происходит только в процессе самой деятельности. Только действуя, можно выделить и осознать цель. Матюхина М.В. указывает, что для принятия цели, чтобы стала намерением, необходимо участие детей не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения:

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Методы психологического воздействия на учащихся
Если исходить из необходимости уточнения понимания того, что обозначается словосочетанием «психологическое воздействие», то соотносимое с ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериальног ...

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания ...

Сущность и особенности проектного обучения учащихся
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru