Учебная деятельность является важным содержанием особенно в младшем школьном возрасте. Под мотивацией учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, интересы.
Матюхина М.В. указывает, что одно из важнейших условий формирования мотивации - целеобразование. Цель обладает большой мотивационной силой, но принятие и удержание ребенком целей представляют собой большие трудности. О.К. Тихомиров различает цели по характеру связи между целью и мотивом. Если цель задана извне, связь формируется как бы от цели к мотиву. Если цель самостоятельно сформулирована в ходе индивидуальной деятельности, то связь формируется от мотива к цели. Матюхина М.В. считает, что в процессе формирования мотивации учения младших школьников надо обратить внимание на связь от цели к мотиву. Мотивация рождается в самой деятельности, и очень важно придать целям, стоящим перед учащимися в учебной деятельности, самостоятельное значение, в результате цель приобретает собственную побудительную силу и превращается в мотив-цель. Само образование цели может носить характер развернутого во времени процесса. О. К. Тихомиров предлагает различать:
предварительную (предшествующую обсуждению)
окончательную постановку цели (принятие);
Они не обязательно совпадают. Ha уроке учащийся получает цель извне, от учителя, в готовом виде. Однако Божович Л.И. указывает, что объективные цели должны стать целями и мотивами самого ученика. Определенность, ясность, осознанность целей повышает активность, усиливает мотивацию. По А.Н. Леонтьеву, - выделение и осознание целей не представляет собой автоматически происходящий и одномоментный акт.
В связи с этим возникает вопрос об управлении целями и переводе целей в мотив-цель. Исследование Славиной Л.С. показало, что четкая очерченность цели деятельности приводит к исключительно большому эффекту. В этих случаях ребенок может сделать работу, в несколько раз превышающую по объему ту, которую он делал без постановки цели. В то же время некоторые дети в 3 классе, по данным Л.С. Славиной, когда им предлагали интересную и неопределенную по конечной цели работу, самостоятельно ставили перед собой цель. Иногда дети намечали конец своей работы не сразу, а тогда, когда у них уже возникало пресыщение. В результате деятельность ребенка приобретала более устойчивый, целенаправленный характер и быстрый темп. Во всех этих случаях дети сами начинали управлять своими потребностями на основе принятой цели, принятого намерения.
На уроке учащийся получает цель от учителя в готовом виде. Цель эта может выступать как чисто внешнее требование учителя, внутренне ребенок не принимает ее, не удерживает, поэтому в ходе деятельности может произойти замена цели. Ребенок, например, начинает думать не о ходе решения задачи, а о том, как быстрее получить результат. По мнению А.Н. Леонтьева, выделение и осознание учеником частных целей происходит только в процессе самой деятельности. Только действуя, можно выделить и осознать цель. Матюхина М.В. указывает, что для принятия цели, чтобы стала намерением, необходимо участие детей не только в постановке цели, но и в анализе, обсуждении условий ее достижения:
Познавательно о обучении:
Технология триз как решение проблемы
Что же такое триз? Ответ прост – это уникальный инструмент для: - поиска нетривиальных идей, - выявления и решения многих творческих проблем, - выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство, - развития творческого мышления, формирова ...
Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого
воображения средствами музыки
Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами. Гипотеза: мож ...
Структура психологической защиты личности педагога
Мы выяснили, психологическая защита проявляется как реакция на разного рода угрозы, примерами которых в педагогической деятельности становятся напряженные ситуации и различные факторы, связанные с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Условия деятельности становятся напряженной ситу ...