Методы стимулирования учебной деятельности младших школьников

Страница 1

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности. Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения. Л.С. Выготский пишет: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — продолжает Л.С. Выготский, - насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

Установлены общие закономерности действия интереса в обучении:

зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Чем больше знаний у ученика имеется по определенному предмету, тем выше его интерес к этому предмету. И наоборот.

зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сперва педагог, а потом его наука - зависимость, которая проявляется постоянно.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для стимулирования устойчивых познавательных интересов можно выделить:

увлеченное преподавание,

новизна учебного материала,

историзм,

связь знаний с судьбами людей, их открывшими,

показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,

использование новых и нетрадиционных форм обучения,

чередование форм и методов обучения,

проблемное обучение,

эвристическое обучение,

обучение с компьютерной поддержкой,

применение мультимедиа-систем,

использование интерактивных компьютерных средств,

взаимообучение (в парах, микрогруппах),

тестирование знаний, умений,

показ достижений обучаемых,

создание ситуаций успеха,

соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

создание положительного микроклимата в классе,

доверие к ученику,

педагогический такт и мастерство педагога,

отношение педагога к своему предмету, ученикам,

гуманизация школьных отношений и т. д.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Понятие «энергетический» и «пластический» обмен
Организм человека, как и все живые организмы, существует как открытая энергетическая система. Это значит, что организм постоянно теряет вещество в виде достаточно простых химических соединений. Одновременно с этим происходит выведение энергии из организма. Но организм - это устойчивая энергетическа ...

Наука 19 века
Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в проведении научных исследований в Украине, с подозрением воспринимали прогрессивные идеи. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки. Развитию науки в Украине способство ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru