Методы стимулирования учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Самым важным, самым престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником. Интересы возникают под влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними. Интерес зависит от:

уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности;

отношения школьника к учителю.

Детям часто задают вопросы: Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу?

Для школьников 1-2-х классов наиболее характерны ответы типа: «Папа и мама велят», «Я учусь в школе, чтобы получать пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если я не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т. п.

В 3-4-х классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как мой папа. У меня "4" и "5". Мне нравится наш класс и наша школа. Мне нравится наша учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» и пр.

За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3-4-м классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке.

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. К благоприятным относятся:

положительное отношение к школе у большинства детей 6—9-летнего возраста;

полное доверие к учителю;

острая потребность в новых впечатлениях;

естественная любознательность.

Неблагоприятные условия:

неустойчивое внимание;

неустойчивые интересы;

несформированность воли.

Чтобы достигать высоких результатов, учитель должен постоянно изучать действующие в нем мотивы, интересы и потребности школьников. Это одна из наиболее трудных его профессиональных обязанностей. Изучение мотивов неразрывно связано с их формированием и стимулированием.

Для формирования и стимулирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:

обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;

утверждать гуманное отношение ко всем ученикам — способным, отстающим, безразличным;

удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;

организовать интересное общение детей между собой;

обогащать мышление чувствами;

развивать любознательность;

формировать активную самооценку своих возможностей;

утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;

использовать эффективную поддержку детских инициатив;

воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Чтобы мотивация была на оптимальном уровне, учителю необходимо:

поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;

ободрять учеников при возникновении у них трудностей;

поддерживать положительную обратную связь;

заботиться о разнообразии методов обучения;

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Анализ экологической культуры детей среднего дошкольного возраста в ходе проведения занятий
Цель контрольного эксперимента - проверка необходимости в проведении занятий наблюдений за объектами живой природы в повышении уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. В качестве методики по повышению уровня экологической культуры нами была выбрана методика констатирующего ...

Условия организации детского праздника, способствующие адаптации ребенка к школе
М.П. Осипова подчеркивает, что «воспитательные задачи праздника реализуются только при соблюдении определенных требований к нему. Важным является соответствие формы и содержания праздника возрасту детей. Это требование предполагает постепенное усложнение деятельности. Праздник должен быть итогом оп ...

Краткая характеристика организации ДОУ №10
Муниципальное образовательное учреждение №10 расположено по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Свободы, 60. Основан детский сад в 1975 году. Педагогический коллектив ДОУ №10 города Красноуфимск стабильный: 90% педагогов работают в детском саду более пяти лет, из них 11 имеют высшую ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru