Методы стимулирования учебной деятельности младших школьников

Страница 2

Самым важным, самым престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником. Интересы возникают под влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними. Интерес зависит от:

уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности;

отношения школьника к учителю.

Детям часто задают вопросы: Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу?

Для школьников 1-2-х классов наиболее характерны ответы типа: «Папа и мама велят», «Я учусь в школе, чтобы получать пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если я не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т. п.

В 3-4-х классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как мой папа. У меня "4" и "5". Мне нравится наш класс и наша школа. Мне нравится наша учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» и пр.

За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3-4-м классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке.

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. К благоприятным относятся:

положительное отношение к школе у большинства детей 6—9-летнего возраста;

полное доверие к учителю;

острая потребность в новых впечатлениях;

естественная любознательность.

Неблагоприятные условия:

неустойчивое внимание;

неустойчивые интересы;

несформированность воли.

Чтобы достигать высоких результатов, учитель должен постоянно изучать действующие в нем мотивы, интересы и потребности школьников. Это одна из наиболее трудных его профессиональных обязанностей. Изучение мотивов неразрывно связано с их формированием и стимулированием.

Для формирования и стимулирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:

обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;

утверждать гуманное отношение ко всем ученикам — способным, отстающим, безразличным;

удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;

организовать интересное общение детей между собой;

обогащать мышление чувствами;

развивать любознательность;

формировать активную самооценку своих возможностей;

утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;

использовать эффективную поддержку детских инициатив;

воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Чтобы мотивация была на оптимальном уровне, учителю необходимо:

поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;

ободрять учеников при возникновении у них трудностей;

поддерживать положительную обратную связь;

заботиться о разнообразии методов обучения;

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Старые пороки нового образования
Прежде всего, надо отметить крутой поворот в теоретической ориентации нашего экономического образования. Он связан с курсом реформ, последствия которого сказались в полной мере. Здесь не место подробно на них останавливаться, но их общественные итоги свидетельствуют о глубоком несоответствии осущес ...

Формирование гражданского воспитания во внеклассной работе
Говоря о содержании, формах и методах гражданского воспитания по внеурочной деятельности, отметим, что все мероприятия, которые проводят учителя, должны опираться на знания, полученные в процессе изучения основ наук, быть логическим продолжением учебной деятельности, учитывать возрастные и индивиду ...

Мышление как познавательный процесс
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, так считают Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. Мышление возникает на основе ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru