Новое в модели взаимодействия "учитель-ученик"

Новая педагогика » Новое в модели взаимодействия "учитель-ученик"

Страница 1

Взаимодействие - «одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов (субъектов) друг на друга».

Важнейшей характеристикой педагогического взаимодействия, особенно в художественном образовании (Х.О.), является возможность производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. «В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот процесс состоялся».

В художественном образовании наиболее продуктивна та модель взаимодействия, при которой будет затронута эмоциональная сфера ученика.

А. Маслоу в своей «Теории человеческой мотивации» потребность быть любимым поставил на третье место после физиологических потребностей и потребности в безопасности. Эстетические потребности находятся в этом списке лишь на седьмом месте. «Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида». Т.о., А. Маслоу включает эмоциональную сферу в базовые потребности человека. Это мысль наводит на то, что именно педагог Х.О. может и должен удовлетворить базовые потребности учащегося в сфере эмоций, удовлетворить его потребность в любви.

Семейный психолог Г. Чепмен в своей книге «Пять языков любви» рассказывает о том, как научиться понимать друг друга, как найти ключик к сердцу близкого человека. В данном докладе рассматриваются нестандартные варианты индивидуального подхода к эмоциям и чувствам ребенка, где в значительной мере смещены акценты в пользу модели «учитель - ученик».

Внутри каждого человека заключен так называемый «эмоциональный сосуд», который ждет, чтобы его наполнили любовью.

рис.1

Когда сосуд любви наполнен, человек чувствует себя в безопасности – он окружен любовью. Но если сосуд любви пуст, он чувствует, что его используют, а не любят (рис.1).

Поэтому «большая часть нарушений в поведении ребенка объясняется тем, что «сосуд любви» пуст».

По мнению Г. Чепмена существует пять основных языков эмоциональной любви:

Слова одобрения

Качественное время

Получение подарков

Акты служения

Физическое прикосновение

Но у каждого человека есть лишь один (свой) основной язык любви, при помощи которого он транслирует и потребляет это чувство. И так же как в лингвистике, если мы не изучим язык человека, говорящего на другом наречии, мы не сможем понять его, а он – нас. Таким образом, мы не донесем информацию о наших чувствах. «Если мы хотим быть эффективными в общении, мы должны изучить язык тех, с кем хотим общаться». Например, это будут Слова одобрения. В том случае, если ребенок, окруженный любовью, будет их слышать, мы можем говорить о ситуации, изображенной на рис.2.

Рис.2 Рис.3

В противном случае – это будет ситуация, изображенная на рис.3.

Даже, если все остальные сосуды были наполнены, но не были основными (применялись другие языки любви), мы не добились результата – главный эмоциональный сосуд не был наполнен, индивидуальный подход к сердцу ребенка не был осуществлен.

Итак, перед учителем стоит задача – определить, т.н. основной язык любви ученика. Мы, конечно, можем идти по пути наполнения всех «сосудов», как показано на рис.2. Этот путь может быть успешным – мы добьемся желаемого результата в определенной степени. Но нельзя упускать из виду такой аспект, как неравномерность наполнения «эмоциональных сосудов», что может привести к ситуации, похожей на рис.3. Поэтому очень важно определить основной язык любви ребенка.

Для решения этой задачи учитель, несомненно, должен, во-первых, уметь общаться на всех пяти языках и распознавать их; во-вторых, научить этому родителей своих учеников. Последнее особенно важно, т.к. специфика работы педагога Х.О. такова, что мы видим учеников всего 2-3 раза в неделю, и выявление основного языка эмоциональной любви ученика в рамках учебного процесса практически невозможен.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом
Что должны знать студенты: формы и структуру групповых дел и групповой деятельности; приемы прогнозирования взаимодействия с воспитуемым; цели, задачи учебной работы и способы их реализации; взаимосвязь культуры педагогического труда и педмастерства на уроке. Что должны уметь студенты: управлять св ...

Модель компьютерного обучения
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. ...

Социально – психологическая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительны ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru