Новое в модели взаимодействия "учитель-ученик"

Новая педагогика » Новое в модели взаимодействия "учитель-ученик"

Страница 1

Взаимодействие - «одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов (субъектов) друг на друга».

Важнейшей характеристикой педагогического взаимодействия, особенно в художественном образовании (Х.О.), является возможность производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. «В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот процесс состоялся».

В художественном образовании наиболее продуктивна та модель взаимодействия, при которой будет затронута эмоциональная сфера ученика.

А. Маслоу в своей «Теории человеческой мотивации» потребность быть любимым поставил на третье место после физиологических потребностей и потребности в безопасности. Эстетические потребности находятся в этом списке лишь на седьмом месте. «Отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида». Т.о., А. Маслоу включает эмоциональную сферу в базовые потребности человека. Это мысль наводит на то, что именно педагог Х.О. может и должен удовлетворить базовые потребности учащегося в сфере эмоций, удовлетворить его потребность в любви.

Семейный психолог Г. Чепмен в своей книге «Пять языков любви» рассказывает о том, как научиться понимать друг друга, как найти ключик к сердцу близкого человека. В данном докладе рассматриваются нестандартные варианты индивидуального подхода к эмоциям и чувствам ребенка, где в значительной мере смещены акценты в пользу модели «учитель - ученик».

Внутри каждого человека заключен так называемый «эмоциональный сосуд», который ждет, чтобы его наполнили любовью.

рис.1

Когда сосуд любви наполнен, человек чувствует себя в безопасности – он окружен любовью. Но если сосуд любви пуст, он чувствует, что его используют, а не любят (рис.1).

Поэтому «большая часть нарушений в поведении ребенка объясняется тем, что «сосуд любви» пуст».

По мнению Г. Чепмена существует пять основных языков эмоциональной любви:

Слова одобрения

Качественное время

Получение подарков

Акты служения

Физическое прикосновение

Но у каждого человека есть лишь один (свой) основной язык любви, при помощи которого он транслирует и потребляет это чувство. И так же как в лингвистике, если мы не изучим язык человека, говорящего на другом наречии, мы не сможем понять его, а он – нас. Таким образом, мы не донесем информацию о наших чувствах. «Если мы хотим быть эффективными в общении, мы должны изучить язык тех, с кем хотим общаться». Например, это будут Слова одобрения. В том случае, если ребенок, окруженный любовью, будет их слышать, мы можем говорить о ситуации, изображенной на рис.2.

Рис.2 Рис.3

В противном случае – это будет ситуация, изображенная на рис.3.

Даже, если все остальные сосуды были наполнены, но не были основными (применялись другие языки любви), мы не добились результата – главный эмоциональный сосуд не был наполнен, индивидуальный подход к сердцу ребенка не был осуществлен.

Итак, перед учителем стоит задача – определить, т.н. основной язык любви ученика. Мы, конечно, можем идти по пути наполнения всех «сосудов», как показано на рис.2. Этот путь может быть успешным – мы добьемся желаемого результата в определенной степени. Но нельзя упускать из виду такой аспект, как неравномерность наполнения «эмоциональных сосудов», что может привести к ситуации, похожей на рис.3. Поэтому очень важно определить основной язык любви ребенка.

Для решения этой задачи учитель, несомненно, должен, во-первых, уметь общаться на всех пяти языках и распознавать их; во-вторых, научить этому родителей своих учеников. Последнее особенно важно, т.к. специфика работы педагога Х.О. такова, что мы видим учеников всего 2-3 раза в неделю, и выявление основного языка эмоциональной любви ученика в рамках учебного процесса практически невозможен.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...

Усвоение знаний учащимися
Усвоение знаний учащимися начинается с воспитания, на основе которого формируются представления. Будут ли представления адекватными воспринимаемым явлениям, предметам, зависит от качества восприятия, его широты, полноты, глубины. Учащиеся приобретают знания, наблюдая предметы и явления, слушая объя ...

Педагогическое мастерство и его элементы
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко 1. Специфика педагогической деятельности 2. Педагогическое мастерство: понятие, сущность 3. Структура педагогического мастер ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru