- локальные ценности – то, что дорого, насущно и свято для отдельных сообществ и людей (природная среда для тех, кто в ней обитает, обычаи, традиции, привычки и т.д.) Локальные ценности не противоречат общим культурным ценностям, а напротив , конкретизируют их;
- заимствованные ценности – это то, что мы переносим из жизни и традиций других народов в свою жизнь (праздники, обычаи и т.д.);
- национальные ценности – это фольклор, язык, традиции и прочее. Эти ценности люди сохраняют даже переезжая жить в другую страну.
Все ценности в совокупности дают возможность сформулировать цель.
Важно прояснить сходство и различие в употреблении понятий ценности и цели — эти две категории часто упоминаются вместе. Цель (от греч. «телос» — результат, завершение) — осознанное предвосхищение результата деятельности. В самом общем виде цель можно определить (вслед за Аристотелем) как «то, ради чего». Высокая значимость (ценность ) какого-то объекта в глазах данного человека может побудить его стремиться к обладанию им, т.е. поставить перед собой такую цель. Таким образом, ценность как переживаемое отношение и цель как предвосхищенный результат деятельности могут замыкаться на одних и тех же объектах, но располагаются в различных плоскостях рассмотрения.
Человек может ставить себе цели и порой делает это, но по отношению к ценностям личности его цели занимают подчиненное положение, как в свою очередь средства по отношению к целям. Личность скорее ощущает свои ценности, нежели сознает свои цели. В процессе развития она вырабатывает ценности, нормы и идеалы, которые и определяют (вместе с совокупностью обстоятельств внешнего окружения) ее путь.
В истории педагогики
цели воспитания рождаются в бесконечных спорах о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть.
Древние мыслители полагали, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей: Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств; Аристотель – воспитанию мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.
По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направленно на достижение трёх целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).
Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».
К. Кельвеций утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа граждан.
Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям.
И. Песталоцци говорил, что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей человека.
И. Кант возлагал на воспитание большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.
И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека.
По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это, прежде всего человек нравственный: «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
В той или иной философии воспитания, как правило, имеются представления о сущности бытия и его познаваемости, о сущности человека, смысле его существования, цели и предназначении его жизни, о сущности общества и общественного бытия человека, его взаимоотношениях с обществом и ряд других философских оснований, на базе которых создается конкретная философская концепция воспитания.
Познавательно о обучении:
Контроль художественно-эстетического воспитания на музыкальных занятиях
При посещении детских садов, просмотре и анализе музыкальных занятий методист должен проявить большой такт в общении с педагогическим коллективом, но в то же время твердость и знание дела. Обычно, ознакомившись с постановкой музыкального воспитания в детском саду, с занятиями в разных по возрасту г ...
Работа с детьми. Дифференцированный подход
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен. Мысленно я распределяю детей на три группы: Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает воз ...
Проблема адаптации ребенка к школе
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме адаптации ребенка к школе. «Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для ребенка ведущей. В этот период у него возникает сознание себя как существа соци ...