Аксиологические задачи педагогики

Новая педагогика » Аксиологические задачи педагогики

Страница 3

- локальные ценности – то, что дорого, насущно и свято для отдельных сообществ и людей (природная среда для тех, кто в ней обитает, обычаи, традиции, привычки и т.д.) Локальные ценности не противоречат общим культурным ценностям, а напротив , конкретизируют их;

- заимствованные ценности – это то, что мы переносим из жизни и традиций других народов в свою жизнь (праздники, обычаи и т.д.);

- национальные ценности – это фольклор, язык, традиции и прочее. Эти ценности люди сохраняют даже переезжая жить в другую страну.

Все ценности в совокупности дают возможность сформулировать цель.

Важно прояснить сходство и различие в употреблении понятий ценности и цели — эти две категории часто упоминаются вместе. Цель (от греч. «телос» — результат, завершение) — осознанное предвосхищение результата деятельности. В самом общем виде цель можно определить (вслед за Аристотелем) как «то, ради чего». Высокая значимость (ценность ) какого-то объекта в глазах данного человека может побудить его стремиться к обладанию им, т.е. поставить перед собой такую цель. Таким образом, ценность как переживаемое отношение и цель как предвосхищенный результат деятельности могут замыкаться на одних и тех же объектах, но располагаются в различных плоскостях рассмотрения.

Человек может ставить себе цели и порой делает это, но по отношению к ценностям личности его цели занимают подчиненное положение, как в свою очередь средства по отношению к целям. Личность скорее ощущает свои ценности, нежели сознает свои цели. В процессе развития она вырабатывает ценности, нормы и идеалы, которые и определяют (вместе с совокупностью обстоятельств внешнего окружения) ее путь.

В истории педагогики

цели воспитания рождаются в бесконечных спорах о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть.

Древние мыслители полагали, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей: Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств; Аристотель – воспитанию мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направленно на достижение трёх целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

К. Кельвеций утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа граждан.

Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям.

И. Песталоцци говорил, что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей человека.

И. Кант возлагал на воспитание большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.

И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека.

По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это, прежде всего человек нравственный: «Мы смело, высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

В той или иной философии воспитания, как правило, имеются представления о сущности бытия и его познаваемости, о сущности человека, смысле его существования, цели и предназначении его жизни, о сущности общества и общественного бытия человека, его взаимоотношениях с обществом и ряд других философских оснований, на базе которых создается конкретная философская концепция воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Роль народного художественного творчества в становлении и развитии личности
Тысячелетний опыт народной педагогики выкристаллизировал наиболее эффективные средства воздействия на личность, например: пословицы, поговорки, сказки, песни, но в этом случае я решила рассмотреть загадки, как одно из видов в развитии и становлении личности. Рассмотрим педагогические возможности за ...

Конспект урока по теме: "Россия: путь к правовому государству"
Цели урока: после урока учащиеся смогут назвать даты принятия советских Конституций, перечислить присутствующие в них признаки правового государства; продолжить формирование навыка критического мышления; определить и аргументировать свое мнение по вопросу о наличии в современной России правового го ...

Якоб Штейнер
Якоб Штейнер родился в 1796 году в Швейцарии в семье крестьянина. В молодости был пастухом. Грамоте Якоб научился лишь в возрасте 19 лет в школе своего знаменитого соотечественника, педагога – демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). В общей педагогической системе Песталоцци геометрия как ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru