Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности коммуникативных умений педагога

Новая педагогика » Основы педагогического мастерства » Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности коммуникативных умений педагога

Страница 1

Источник знания неистощим: какие успехи не приобретай, человечество на этом пути, всем людям будет оставаться искать, открывать, познавать.

И.А. Гончаров

1. Просмотр и анализ урока

2. Коллективное обсуждение

Просмотрите урок и понаблюдайте за деятельностью учителя. Проанализируйте владение им коммуникативными умениями.

На основании предлагаемой схемы наблюдения установите наличие или отсутствие контакта между педагогом и учениками.

Табл. 10. Мимика и пантомимика педагога:

Расслабленность мускулов лица.

Собранность или естественная расслабленность мускулатуры губ.

Доброжелательность улыбки

Целесообразная динамичность глаз.

Напряженность мускулов лица.

Напряженность мускулатуры губ

Отсутствие или недоброжелательность улыбки.

Чрезмерная динамичность глаз.

Расслабленность рук.

Уверенные, целесообразные пластичные движения рук.

Естественное положение плеч.

Зажатость рук.

Беспомощные движения рук.

Неестественное положение (приподнятость или чрезмерная опущенность) плеч.

Напряженность в походке.

Нецелесообразные движения по классу.

Эмоциональное состояние педагога в период подготовки к деятельности и общению с воспитанниками:

Настроен (наличие общей расположенности) на осуществление предстоящей деятельности.

не настроен (отсутствие общей расположенности) на осуществление предстоящей деятельности.

Наличие вдохновения (творческого подъема, возникающего в результате эмоционального увлечения материалом и ожидаемым общением с воспитанниками) в связи с предстоящей деятельностью.

Отсутствие вдохновения (творческого подъема, возникающего в результате эмоционального увлечения материалом и ожидаемым общением с воспитанниками) в связи с предстоящей деятельностью.

Наличие стремления к деятельности, к ее немедленному осуществлению

Отсутствие стремления к деятельности, к ее немедленному осуществлению

Уровни (низкий, средний, высокий) владения педагогом коммуникативными умениями.

Установление между педагогом и уч-ся понимания (уч-ся не пассивно воспринимают слова педагога, а размышляют вместе с ним, принимают его тезисы, аргументы, выводы).

Учащиеся без интереса воспринимают слова педагога.

Установление между педагогом и уч-ся состояния эмоционального сопереживания.

Учащиеся не выражают сочувствие тому, о чем говорит педагог, аудитория эмоционально не стимулирует педагога.

Установление между педагогом и учащимися состояния содействия (суть которого состоит в вызове ответного состояния, действия у учащегося).

Педагог не вызывает у учащихся ответного состояния.

Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов.

Обсуждение урока:

Оценка коммуникативных умений.

Оценка эмоционального состояния педагога в период подготовки к деятельности и общению с воспитанниками.

Оценка наличия познавательного интереса со стороны учащихся

Оценка соотношения побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии, установки, стимулирующие интерес и т.д.) и принуждение (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации).

Оценка психологического климата в классе (деловой контакт, искренность общения, атмосфера сотрудничества и т.д.).

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Мышление как познавательный процесс
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, так считают Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. Мышление возникает на основе ...

Типологические и возрастные особенности развития личности
Человек обладает огромным количеством степеней свободы – возбуждения и торможения, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для» «величайших вариантов приспособлений» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни, труда и общественной деятельности, выполнять ...

Сущность и типология занимательных задач
В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета, положительно влияющего на ...

Категории

Copyright © 2023 www.fiteducation.ru