Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте

Страница 1

Всех ли можно научить творчеству? Исследования ученых показали, что всех, особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте.

Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим.

Образы воображения создаются благодаря способности человека замечать и выделять во всем, что он видит, читает, слышит, чувствует и переживает, отдельные детали, качества, признаки, свойства и использовать их при создании новых образов.

Недаром некоторые психологи сравнивают воображение с детской игрушкой – калейдоскопом, в котором вместо цветных стеклышек все богатство окружающего мира и внутреннего мира человека – богатство, представленное во всех деталях и подробностях. В калейдоскопе-воображении эти детали, подробности могут сложиться в неисчислимое множество самых разнообразных образов.

Почему же эти детали могут складываться в новые образы? Это происходит за счет двух очень важных свойств образов – их гибкости и подвижности. Если представить что-либо, а затем попытаться закрепить, остановить этот образ, обычно ничего не получается: образ меняется, поворачивается разными сторонами, рассыпается и вновь возникает, но уже немного другим.

Поэтому образы легко поддаются преобразованию, причем мы можем управлять ими. Это относится ко всем образам – и создающимся в процессе ощущения и восприятия, и образам памяти, и образам воображения.

Но если основная функция образов памяти – сохранение опыта, то основная функция образов воображения – его преобразование.

Все образы, представления воображения строятся из материала, полученного в прошлом опыте, из того, что ощущалось, воспринималось и сохранено в памяти. Из ничего воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой – звуковой). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности. Но в отличии от образов памяти в деятельности воображения эти представления подвергаются глубокому изменению.

Представления памяти – это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. При помощи воображения, имеющиеся у человека образы, вступают в необычные, часто неожиданные сочетания и связи.

Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Оно позволяет нам использовать не только собственный опыт, но и опыт других людей, всего человечества. Благодаря этому мы можем создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали.

Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности человека в целом.

Очень сложна связь воображения и речи. С одной стороны, известно, что словесно описать можно лишь устойчивый образ. Если образ недостаточно отчетлив, то при попытке описать его он может распасться. Но при повторном воспроизведении образа вербализация, словесное описание способствует тому, что он закрепляется, становится более устойчивым. Поэтому речь играет важную роль в создании устойчивых образов. Это относится ко всем образам – восприятия, памяти и воображения. С другой стороны, данные психологических исследований, свидетельствуют, что развитие воображения не зависит от развития речи и низкий уровень речевого развития не означает бедности воображения. Нельзя судить о воображении ребенка на основании того, что он рассказывает о своих фантазиях. Трудности в описании образов, однако, могут осложнить ребенку игру, учебу, помешать ему избавиться от излишних страхов. Поэтому необходимо развивать речь ребенка, научить его точно описывать то, что он представляет себе, и то, что он переживает.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Реализация структурных элементов урока информатики с учетом методов психологического воздействия
Прежде, чем говорить о реализации методов психологического воздействия, определим понятия «урок» и «структура урока». Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог, в течение точно установленного времени руководит, познавательной коллективной и иной деятельностью ...

Виды зачетов
Систему зачетов в зависимости от склонностей учителя, стиля его работы, особенностей класса и т. д. можно строить по-разному. С помощью зачетов проверяют овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с этим их можно разделить на тематические и текущие. Тематические зачеты приводя ...

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников
Виды деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать за растениями и животными, мастерит с отцом, помогает маме, с удовольствием занимается гимнастикой, плавает, играет. И кажды ...

Категории

Copyright © 2022 www.fiteducation.ru