Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки

Актуальность проблемы развития творческого воображения школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности учащихся и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их творческого воображения выступает как актуальный.

Научно-теоретические основы развития воображения заложены в трудах Л.С. Выготского, П.П. Блонского, А.Н. Леонтьева, М.М. Рубинштейна, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Челпанова, Д.Б. Эльконина. Также развитие воображения рассматривалось зарубежными исследователями: В. Вундтом, Ж. Пиаже, Т. Рибо, К. Юнгом.

Проблема развития творческого воображения была отражена в трудах исследователей в области музыкознания и музыкальной педагогики С.М. Аскеровой, В.И. Петрушина, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпина. В них раскрыта структура, роль, место воображения в приобщении к искусству. Общественные потребности определяют настоятельную необходимость в формировании творческой личности, готовой проявить активное отношение к окружающей действительности, к внесению новых идей, к поиску и решению возникающих задач. Творческий человек трудится с увлечением, энтузиазмом, не жалея сил и времени. Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Всюду, где отсутствует установка на развитие самостоятельности, инициативы, творческого начала личности, их место начинает заполняться бездумным исполнительством. А ведь наше время требует подготовки людей к творческому, компетентному, ответственному и эффективному участию во всех сферах общественной жизни.

В младшем школьном возрасте воображение, формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, может переходить и в другие виды деятельности. Изучение процесса творчества и путей развития творческого воображения чрезвычайно важно для эффективной подготовки творчески мыслящих людей во всех видах профессионального труда. Поэтому во всех звеньях школы (начальной, средней, высшей) следует обращать внимание на максимальную стимуляцию устойчивых творческих интересов, целеустремленности творческих поисков, настойчивости в разрешении творческих задач.

Музыкальное искусство обладает широким спектром художественных средств, способных помочь в развитии воображения. Музыкальная педагогика также накопила значительный методический потенциал для развития творческого воображения детей в процессе музыкально-эстетического воспитания и обучения. Занятия музыкой предоставляют значительные возможности для развития важнейшего механизма личности, каким является творческое воображение. В то же время существующие методики развития творческого воображения разработаны не для уроков музыки. То есть проблема состоит в адаптации развивающих игр и упражнений, перенос их в среду общеобразовательной школы и проверки их эффективности в условиях урока музыки.

Воссоздание целостного образа в основном характерно для учащихся 3-4 классов. Целостность образа зависит не только от количества отражаемых признаков, но прежде всего от их композиционного расположения. Наряду с развитием целостности образы воображения младшего школьника становятся все более и более дифференцированными.

При общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью творческое воображение младшего школьника становится все более управляемым процессом, и образы его возникают в русле задач, которые ставит перед ними содержание учебной деятельности.

Воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. В дальнейшем появляется творческая переработка. Характерной особенностью воображения младшего школьника является его опора на конкретные предметы. Без этого ему трудно создавать образы воображения. Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возможность мысленно создавать новый образ.

Основное направление в развитии детского воображения – это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. С возрастом реализм детского воображения усиливается. Это обуславливается накоплением знаний и развитием критичности мышления.

Проблема развития творческого воображения в младшем школьном возрасте представляет собой научный и практический интерес, так как воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяет представлять результат труда до его начала.

Цель исследования: выявить возможности развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки с помощью специальных игр и упражнений.

В литературных источниках недостаточно информации о методах развития творческого воображения школьников. Существует практическая необходимость разработать методические приемы для активизации развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. Фактически взять существующие приемы и наполнить их музыкальными средствами.

Объектом исследования

является процесс развития творческого воображения младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки.

Гипотеза исследования:

процесс развития творческого воображения будет проходить более эффективно если:

- в существующие педагогические условия развития творческого воображения добавить музыкально-эстетическую составляющую;

- разработать программу по развитию творческого воображения с помощью музыкальных средств.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по изучаемой проблеме;

2. Изучить влияние развивающих игр и упражнений на формирование творческого воображения учащихся четвертых классов;

3. Разработать и апробировать программу по развитию воображения младших школьников на уроках музыки;

4. Определить эффективность данной программы.

Для решения поставленных задач в данной работе были использованы следующие методы:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

- метод наблюдения и метод беседы;

- психолого-педагогический эксперимент.

Теоретическая основа:

- методики «Круг», «Скульптор», «Выведение следствий», «Литературные опыты», «Изучение географической карты» и другие;

- труды по философии, психологии, педагогике.

Исследование проводилось на базе ГОУ ЦО ЦАО г. Москвы в четвертых классах.

Методологическая основа:

Психологические, педагогические, философские и культурологические концепции формирования личности; современные психологические положения, раскрывающие особенности творческого воображения.

Познавательно о обучении:

Диагностика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функции языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определя ...

Понятие «видеоматериалы». Актуальность их использования на уроках английского языка
Под термином «видео» (от лат. video - смотрю, вижу) понимают широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах. Когда в быту говорят «видео», то обычно имеют в виду видеоматериал, телесигнал или кинофильм, записан ...

Знакомство с нотами
Игра по нотам представляет для ребёнка особые трудности. При этом игра одним пальцем позволяет свести круг проблем до минимума и сконцентрировать внимание на правильном извлечении звука. Здесь надо разучить, как может больше однотипных пьес без детальной их проработки. Для этой цели во второй части ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru