Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы:
- единства коррекции и развития;
- единства диагностики и коррекции;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия;
- деятельностного подхода к организации коррекционной работы;
- принципа опоры на разные уровни организации психических процессов, которые определяют необходимость опоры на более развитые психические процессы – операции мышления могут стать основой в развитии творческого воображения;
- принцип возрастания сложности заданий (но уровень трудности должен быть доступен конкретному ребенку).
Программа развития воображения рассчитана на 5 часов. Основной формой организации работы были групповые занятия. Всего 8 занятий при частоте встреч – 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.
В формирующем эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.
Цель программы: развитие творческого воображения.
Задачи:
- развитие у ребенка образного мышления, воображения и фантазии;
- устранение эмоциональных преград;
- создание основы для последующих творческих комбинаций;
- раскрепощение воображения
Таблица 1. - Программа развития воображения у детей младшего школьного возраста
|
№ занятий |
№ игры, упр-ний |
Структура занятия |
Цель |
Оборудование |
Время проведения (мин.) |
|
1 |
1 |
Игра «Анти время» |
Создание положительной мотивации |
30 | |
|
2 |
1 |
Игра «Чудеса техники» |
Раскрепощение участников группового занятия |
15 | |
|
2 |
Упражнение «Изучение географической карты» |
Развитие вербального воображения |
Географическая карта |
20-25 | |
|
3 |
1 |
Игра «Перевоплощение» |
Раскрепощение участников группы, активация развития воображения |
20 | |
|
2 |
Упражнение 1 «Изобразите по-своему» |
Развитие художественного воображения |
Лист бумаги, карандаши |
15 | |
|
4 |
1 |
Упражнение «Иллюстрирование книги» |
Развитие художественного воображения |
Лист бумаги, карандаши или фломастеры |
20 |
|
2 |
Упражнение «Представь и услышь» |
Устранение эмоциональных преград, раскрепощение воображения |
10-15 | ||
|
5 |
1 |
Упражнение «Сказочный лес» |
Развитие художественного воображения, активация операций мышления |
Цветная и бархатная бумага, открытки, картинки, картон, кисть, ножницы. |
25 |
|
2 |
Игра «Скажи в рифму» |
Развитие вербального воображения, поэтического творчества |
Загадки и стихотворения |
15 | |
|
6 |
1 |
Игра «Дорисуй» |
Развитие творческого воображения, операций мышления |
Лист, на котором изображено 20 различных карточек, цветные карандаши |
30 |
|
7 |
1 |
Упражнение «Фантастический образ» |
Развитие художественного воображения |
Обрывки ткани, кожи поролона, пуговицы, ленты и т. д., клей, кисть, ножницы |
25 |
|
8 |
1 |
Упражнение «Путешествие в сказку» |
Развитие вербального и невербального воображения |
Лист бумаги, цветные карандаши |
30 |
Познавательно о обучении:
Высшее экономическое образование в России на рубеже веков
Высшее экономическое образование в России на рубеже веков: трудности освоения нового содержания На протяжении прошедшего десятилетия российское высшее экономическое образование (ВЭО) в целом переориентировалось на следование рыночной доктрине, однако на сегодня не оценены содержательные результаты ...
Физические характеристики одаренности
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый — это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же — говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Но если мы расширим диапазон определе ...
Организация проведения зачета
Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачетов. Тематический зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выд ...