Формирующий эксперимент строился на следующих принципах психо-коррекционной работы:
- единства коррекции и развития;
- единства диагностики и коррекции;
- учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
- комплексного личностно-ориентированного психолого-педагогического воздействия;
- деятельностного подхода к организации коррекционной работы;
- принципа опоры на разные уровни организации психических процессов, которые определяют необходимость опоры на более развитые психические процессы – операции мышления могут стать основой в развитии творческого воображения;
- принцип возрастания сложности заданий (но уровень трудности должен быть доступен конкретному ребенку).
Программа развития воображения рассчитана на 5 часов. Основной формой организации работы были групповые занятия. Всего 8 занятий при частоте встреч – 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут.
В формирующем эксперименте приняли участие 20 детей младшего школьного возраста.
Цель программы: развитие творческого воображения.
Задачи:
- развитие у ребенка образного мышления, воображения и фантазии;
- устранение эмоциональных преград;
- создание основы для последующих творческих комбинаций;
- раскрепощение воображения
Таблица 1. - Программа развития воображения у детей младшего школьного возраста
|
№ занятий |
№ игры, упр-ний |
Структура занятия |
Цель |
Оборудование |
Время проведения (мин.) |
|
1 |
1 |
Игра «Анти время» |
Создание положительной мотивации |
30 | |
|
2 |
1 |
Игра «Чудеса техники» |
Раскрепощение участников группового занятия |
15 | |
|
2 |
Упражнение «Изучение географической карты» |
Развитие вербального воображения |
Географическая карта |
20-25 | |
|
3 |
1 |
Игра «Перевоплощение» |
Раскрепощение участников группы, активация развития воображения |
20 | |
|
2 |
Упражнение 1 «Изобразите по-своему» |
Развитие художественного воображения |
Лист бумаги, карандаши |
15 | |
|
4 |
1 |
Упражнение «Иллюстрирование книги» |
Развитие художественного воображения |
Лист бумаги, карандаши или фломастеры |
20 |
|
2 |
Упражнение «Представь и услышь» |
Устранение эмоциональных преград, раскрепощение воображения |
10-15 | ||
|
5 |
1 |
Упражнение «Сказочный лес» |
Развитие художественного воображения, активация операций мышления |
Цветная и бархатная бумага, открытки, картинки, картон, кисть, ножницы. |
25 |
|
2 |
Игра «Скажи в рифму» |
Развитие вербального воображения, поэтического творчества |
Загадки и стихотворения |
15 | |
|
6 |
1 |
Игра «Дорисуй» |
Развитие творческого воображения, операций мышления |
Лист, на котором изображено 20 различных карточек, цветные карандаши |
30 |
|
7 |
1 |
Упражнение «Фантастический образ» |
Развитие художественного воображения |
Обрывки ткани, кожи поролона, пуговицы, ленты и т. д., клей, кисть, ножницы |
25 |
|
8 |
1 |
Упражнение «Путешествие в сказку» |
Развитие вербального и невербального воображения |
Лист бумаги, цветные карандаши |
30 |
Познавательно о обучении:
Подбор игр для коррекции низкой двигательной активности
«Веселый мяч» Воспитатель предлагает детям представить, что они – мячики. Надо выполнять те движения, которые обычно используют в игре с мячом: прыжки, быстрый бег, перекатывание по полу и прочее. В конце игры отмечается, кто из детей придумал больше движений. Варианты игры: дети выполняют движения ...
Самостоятельное планирование и проведение НОД
Непосредственно образовательная деятельность (совместная деятельность воспитателя с детьми 5-6 лет по заданию дефектолога) МДОУ Детский сад №331 г. Челябинска п. Аэропорт Образовательная область «Коммуникация» студентки 605 группы Рахимовой Гузалии Тема: "Звуки А, У. Буквы А, У." Вид деят ...
Этапы разработки средств ИКТ для обучения геометрии
В этом разделе рассмотрим основные процедуры разработки учебного материала, перечислим пять основных этапов создания учебных материалов, изобразим диаграмму их взаимосвязи; опишем результаты каждого из этапов разработки; аргументируем важность системного следования процедурам каждого из пяти этапов ...