Воображение как психолого-педагогический феномен

Страница 1

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. Так, известный английский ученый ХYIII в. Дж. Пристли специально подчеркивал, что ученому и механику воображение нужно не меньше, а больше, чем художнику. Дж. Пристли писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению».

Французский философ-просветитель и писатель ХYIII в. Дени Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком…Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

Современный отечественный философ Э.В.Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

Воображение

способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений.

С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Все – от первых сказок, которые мы слышим в детстве и до величайших открытий – первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека.

Воображение влияет на повседневное поведение человека, его настроение, даже на его ощущения. Например, если мы ярко, образно представляем себе какое-нибудь значимое для нас событие, то наши переживания близки к тем, которые мы будем испытывать, когда это событие свершится. Л.С.Выготский назвал это «законом эмоциональной реальности воображения». «Всякое построение фантазии, - писал он, - обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действенным, реально переживаемым, захватывающим человека» .

Образы воображения могут приобретать побудительную силу, становиться мотивами поведения и деятельности. Поэтому развитие воображения – это и основа формирования мотивационно-потребностной сферы человека.

Л.В.Кузнецова считает, что очень важно сформировать у ребенка потребность в образовании как систематической и целесообразной деятельности. Именно такое отношение к знаниям свойственно творческому человеку. От творческой увлеченности к знаниям путь самый короткий.

Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Драгоценные черты не развиваются при слишком жесткой регламентации взрослых. Для развития творческого подхода к делу необходимо сочетание свободы и дисциплины. Если свобода самовыражения в творческой деятельности ребенка сведена к нулю, он быстро теряет свои наклонности к оригинальным решениям, начинает мыслить и действовать по стандарту, как все. Учитель, подавляющий личность ребенка, очень скоро увидит перед собой не тех непохожих друг на друга детей, выражающих интересные мысли, собственное отношение к происходящему, а что-то вроде собственных отражений, людей, утративших собственное «Я».

Воображение – познавательный процесс, и он имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Педагогическое мастерство и его элементы
Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко 1. Специфика педагогической деятельности 2. Педагогическое мастерство: понятие, сущность 3. Структура педагогического мастер ...

Метод нетрадиционного рисования
Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но учитывая скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способн ...

Фотоприемники на основе внешнего фотоэффекта
К фотоприемникам на основе внешнего фотоэффекта относятся вакуумные приборы: фотоэлементы (ФЭ) и фотоэлектронные умножители (ФЭУ). Спектральный диапазон вакуумных ФП зависит от материала фотокатода. Наиболее широко распространены приборы с сурьмяно-цезиевыми мультищелочными и серебряно-кислородно-ц ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru