Воображение как психолого-педагогический феномен

Страница 5

Творческое воображение, фантазия очень важны для художников, композиторов, писателей, поэтов. Образы, которые они создают, обычно очень красочные и сильные, живые.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…)

Не менее важно творческое воображение для ученых и изобретателей.

Биографы великого физика А.Эйнштейна специально подчеркивали, что он мыслил в основном с помощью образов и представлений, а слова и сложные математические выкладки возникали у него как способ доказательства выражения этих ярких образов. Сам Эйнштейн описывал свои открытия как своеобразную игру, в которой сочетаются чувственные впечатления, «мышечные ощущения», эмоции и интуиция. Он говорил о том, как пришел к созданию теории относительности: «Эти идеи пришли не облеченными в слова. Я вообще очень редко думаю словами».

Особое место среди образов творческого воображения занимает мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто на будущее, а на желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин – образ творческого воображения Н.В.Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А.Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленно объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г.Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно доверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека – образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал – это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Познавательно о обучении:

Формы, приёмы и методы использования исторического материала в процессе изучения органических веществ
Обучение химии можно вести с помощью разных организационных форм, таких как урок, внеклассные и факультативные занятия, консультации, домашние задания и другие. Основной формой организации учебной деятельности является урок – составной элемент классно-урочной системы обучения. Наиболее общеупотреби ...

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание задани ...

Гиподинамия и ее негативное влияние на растущий организм учащихся
Одним из ведущих механизмов, формирующих общие характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья, является сниженная двигательная активность. Она может быть как в форме недостаточности общей суммы активности, так и в виде ограниченности интенсивных нагрузок развивающего характе ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru