Воображение как психолого-педагогический феномен

Страница 3

Типизация

это выделение существенного, повторяющегося в однородных образах.

Этот механизм часто используется при создании литературных образов – на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. М.Горький писал, что талантливыми можно считать тех литераторов, которые хорошо владеют приемами наблюдения, сравнения, отбора наиболее характерных особенностей людей и включения «воображения» этих особенностей в одно лицо.

Знание этих приемов дало возможность управлять созданием образов. Оно позволило научить людей тренировать свое творческое воображение, придумывать новое. По степени выраженности активности различаются: активное и пассивное воображение.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего – в мечтании. Мечта – необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным. Синоним воображения – фантазия.

Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов.

По этому критерию различаются:

1. Произвольное, или активное, воображение – процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением. Характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Есть два его вида:

1) творческое (продуктивное) воображение. Отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

2) воссоздающее (репродуктивное) воображение. При его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Воссоздающее

воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Именно активное воображение необходимо специально развивать.

2. Непроизвольное, или пассивное,

воображение – это свободное, неуправляемое возникновение образов. Заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Пассивное воображение характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не выполняются или вообще не могут быть выполнены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть:

1) преднамеренным – создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности;

2) непреднамеренным – наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

1. Новые образы возникают, как правило, под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет. Продукты непроизвольного воображения – это сновидения, свободные фантазии, грезы, страхи, галлюцинации.

Произвольное, активное воображение, в свою очередь, подразделяется на воссоздающее и творческое. Основанием для такого разделения является оригинальность, уникальность создаваемых образов.

В тех случаях, когда создающийся у человека образ хотя и является субъективно новым, но объективно отражает уже существующее, говорят о воссоздающем воображении. Например, можно представить себе песчаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там не приходилось.

Страницы: 1 2 3 4 5

Познавательно о обучении:

Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие тво ...

Методология школьного эксперимента. Мысленный эксперимент. Гипотеза. Теория
Знания о физическом научном эксперименте формируются прежде всего в процессе ознакомления школьников с историческими опытами. Чтобы оно было эффективным, требуется выполнение ряда условий. Следует знакомить учащихся с такими историческими опытами, которые в развитии физики сыграли значительную роль ...

Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании
Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки. Материалистическая теория познания перестали служить методологической основой педагогической науки и других наук в целом. Методол ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru