Реализация структурных элементов урока информатики с учетом методов психологического воздействия

Новая педагогика » Методика обучения старшеклассников работе с текстовым процессором с учетом методов психологического воздействия » Реализация структурных элементов урока информатики с учетом методов психологического воздействия

Страница 1

Прежде, чем говорить о реализации методов психологического воздействия, определим понятия «урок» и «структура урока».

Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог, в течение точно установленного времени руководит, познавательной коллективной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Под структурой урока будем совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность .

Определив понятие структуры, мы можем выделить основные структурные элементы, иногда их называют этапами, урока.

Организационный момент, характеризуется внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку. Обычно в организационный момент входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих;

Поверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели;

Подготовка, учащихся, к активному усвоению нового материала;

Усвоение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя, или путем самостоятельной его проработки учащимися;

Проверка понимания, учащимися нового материала;

Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения;

Подведение итогов урока.

Необходимо понимать, что распределение подачи материала по времени зависит не только от структуры урока, но и от устойчивости внимания учащихся. Мы опираемся на исследования В.В. Малева, который предлагает следующие интервалы устойчивости внимания на уроке:

0-7 мин урока – внимание рассеянное. Требуются определенные усилия со стороны учителя, для повышения концентрации внимания;

8-23 мин урока – период наибольшей устойчивости и концентрации внимания;

24-30 мин урока – устойчивость внимания падает, увеличивается колебание внимания, количество ошибок; Необходимо снижение напряжения работы, расслабление внимания (переход от теоретических обоснований к примерам);

31-45 мин урока – концентрация внимания в связи с поставленной целью (произвольное внимание).

Далее мы более подробно остановимся на каждом из этапов урока и разберем, какие методы психологического воздействия будут являться наиболее эффективными для достижения задач каждого из этапов.

Дидактическая задача организационного этапа – подготовка учащихся к работе на уроке. Чтобы перевести учащихся из возбужденного состояния, в котором они находятся в начале урока, целесообразно применить звуковое стимулирование для обозначения начала урока. Это должно быть громкое приветствие или какое-либо высказывание, выделяющееся на общем звуковом фоне, после которого следует тишина. Таким образом, учитель дает понять, что начался урок. Правильное начало организационного этапа сделает его кратковременным и более эффективным.

Учитывая интервалы устойчивости внимания, которые мы указали выше, наивысшая концентрация внимания проявляется на 8-23 минутах урока. Организационный момент, при умелом проведении, должен занимать в среднем 2-3 минуты. Поэтому следующий этап урока – всесторонняя проверка домашнего задания. Учащиеся уже готовы к работе, но еще не успели войти в нужный ритм. Мы считаем, этой цели соответствует этап проверки домашнего задания. При правильном инструктаже по выполнению домашнего задания на предыдущем уроке, это процедура не отнимет много времени и поможет учащимся войти в рабочий темп. Дидактическая задача этого этапа установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания и устранить обнаруженные пробелы в знаниях. Для реализации возможно использование самых различных методов контроля от фронтального или индивидуального опроса до тестовых заданий.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Роль современного географического образования в развитии познавательной активности учащихся
На протяжении весьма длительного времени (с 1934 г. до конца 1980-х гг.) содержание школьной географии, в сущности, отражало содержание географии как академической науки. В качестве «основ наук» выступали системы знаний. Например, при изучении физической географии выделялись геолого-геоморфологичес ...

Констатирующий эксперимент по выявлению уровня познавательной активности младших школьников
Исследование начато в декабре 2014 года во втором классе " А " школы №61, занимающемся по системе Эльконина - Давыдова. Эта система основывается на ценности развития, потому разработка развивающего обучения подразумевает постановку и заключение детками учебных задач. А это означает, что г ...

Педагогический такт и культура общения учителя. Упражнения в проведение коммуникативной атаки
При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы. Д. Леббок, английский моралист 1. Педагогический такт 2. Тренинг по анализу педагогических ситуаций Упражнения по развитию умений управлять общением Психология педагогического взаимодействия Пр ...

Категории

Copyright © 2018 www.fiteducation.ru