Реализация структурных элементов урока информатики с учетом методов психологического воздействия

Новая педагогика » Методика обучения старшеклассников работе с текстовым процессором с учетом методов психологического воздействия » Реализация структурных элементов урока информатики с учетом методов психологического воздействия

Страница 2

С точки зрения психологического воздействия, проверка домашнего задания может осуществляться с использованием двух форм: принуждения и поощрения. Например, учитель может сказать: «Если вы не будете делать домашнее задание, я буду ставить вам двойки», – принуждая этой фразой к выполнению домашнего задания. Или, наоборот, сказать: «Чтобы получать хорошие отметки, вам нужно делать домашнее задание», – акцентирую внимание на возможность получения поощрения. Конечно, более предпочтительным является применение поощрений, ведь главная задача учителя сделать так, чтобы дети хотели учиться.

К этапу подготовки к усвоению нового материала концентрация внимания подходит к максимальному уровню. Дидактическая задача этого этапа – организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Широкий спектр ТСО, применяемых на уроках информатики позволяет нам в полной мере использовать визуальные стимулы воздействия и усиливать их. Например, при объявлении новой темы на обычном уроке воздействие визуального стимула сводится к написанию темы на доске. В условиях же использования мультимедийных средств появляется возможность усилить воздействие за счет использования каких-либо эффектов.

В контексте психологического воздействия, результатом этапа подготовки к активному усвоению знаний является формирование установки. Определение целей и задач изучения темы один из ключевых моментов урока, от которого зависит успешность изучения всей темы, так как именно правильно поставленная конечная цель способствует возникновению установок.

Таким образом, мы плавно переходим к следующему этапу – введению нового материала, который попадает на пик концентрации внимания учащихся. Предъявление учебного материала может осуществляться с использованием различных методов обучения. Вне зависимости от способа подачи материала, дидактическая задача заключается в том, чтобы дать учащимся представление об изучаемых фактах и явлениях, правилах, принципах и законах. Учитель должен добиться от учащихся восприятия и осознания информации, обобщения и систематизации новых знаний. К необходимым условиям достижения положительных результатов этапа мы относим:

использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала;

полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений, вычленение наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;

запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта;

использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации);

постановка перед учащимися проблемной ситуации;

актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.

Разумеется, соблюдения этих условий не достаточно, требуется так же четкая постановка задач изучения, обеспечение уровня изложения материала, соответствующего требованиям научности и доступности для возрастной группы, и оптимальный темп изучения нового материала.

Этап введения нового материала требует от коммуникатора большой затраты ресурсов, доминирующий метод психологического воздействия – убеждение в форме информирования, в первую очередь, требует учитывать вербальные средства воздействия, соблюдая основные правила использования метода (доступность, опора на известные факты, использование примеров и т.д.), то есть учитель должен четко продумать план изложения темы. Но нельзя забывать и о невербальных средствах, грамотное сочетание визуальных и звуковых стимулов, позволят повысить уровень усвоения знаний и ускорить процесс формирования убеждений.

Использование убеждения на этапе введения нового материала, не единственный способ достижения дидактической задачи. В современной информатике широкое распространение приобрела методика проблемного обучения. При ее применении убеждение в значительной мере теряет свою эффективность и отходит на второй план. Мы считаем, более выгодным заражение.

Применение данного метода во много раз повысит стремление учащихся к изучению материала и позволит создать общую рабочую атмосферу на уроке. Однако его применение в школе требует большой осторожности от учителя. При неумелом или неаккуратном воздействии заражение может достигнуть очень высокой степени активности, и выйти у учащихся на первый план, в то время как на второй отойдут все остальные цели учебной деятельности. Одновременно с этим могут возникать острые внутренние конфликты, что приведет к неблагоприятным последствиям, отражающимся на личности ученика в целом. Поэтому воздействие должно иметь порционный характер и немедленно прекращаться, если оно приобретает степень активности, выше, чем было задумано учителем.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Пересдача зачетов
При пересдаче зачета допустимо, чтобы ученик отчитывался только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за все зачетное задание. Желательно ликвидировать задолженности учащихся как можно скорее, иначе они будут накапливаться, и затруднять изучение последующих тем. Время на таку ...

Роль социального педагога в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР
У дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в дошкольном учреждении, как мы выявили выше, отмечается отставание в развитии социальных навыков по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Это проявляется в несформированности социально – бытовых навыков, несформированности возрастных форм общения ...

Методика проведения занятий по технологии машинной вышивки в XI классе
Образовательные программы включают в себя элементы планирования. Для учета новых требований к подготовке специалиста планирование образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях должно быть перспективным. Это позволит отразить в программах учебных дисциплин и ввести в конкретные тем ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru