Реализация структурных элементов урока информатики с учетом методов психологического воздействия

Новая педагогика » Методика обучения старшеклассников работе с текстовым процессором с учетом методов психологического воздействия » Реализация структурных элементов урока информатики с учетом методов психологического воздействия

Страница 2

С точки зрения психологического воздействия, проверка домашнего задания может осуществляться с использованием двух форм: принуждения и поощрения. Например, учитель может сказать: «Если вы не будете делать домашнее задание, я буду ставить вам двойки», – принуждая этой фразой к выполнению домашнего задания. Или, наоборот, сказать: «Чтобы получать хорошие отметки, вам нужно делать домашнее задание», – акцентирую внимание на возможность получения поощрения. Конечно, более предпочтительным является применение поощрений, ведь главная задача учителя сделать так, чтобы дети хотели учиться.

К этапу подготовки к усвоению нового материала концентрация внимания подходит к максимальному уровню. Дидактическая задача этого этапа – организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Широкий спектр ТСО, применяемых на уроках информатики позволяет нам в полной мере использовать визуальные стимулы воздействия и усиливать их. Например, при объявлении новой темы на обычном уроке воздействие визуального стимула сводится к написанию темы на доске. В условиях же использования мультимедийных средств появляется возможность усилить воздействие за счет использования каких-либо эффектов.

В контексте психологического воздействия, результатом этапа подготовки к активному усвоению знаний является формирование установки. Определение целей и задач изучения темы один из ключевых моментов урока, от которого зависит успешность изучения всей темы, так как именно правильно поставленная конечная цель способствует возникновению установок.

Таким образом, мы плавно переходим к следующему этапу – введению нового материала, который попадает на пик концентрации внимания учащихся. Предъявление учебного материала может осуществляться с использованием различных методов обучения. Вне зависимости от способа подачи материала, дидактическая задача заключается в том, чтобы дать учащимся представление об изучаемых фактах и явлениях, правилах, принципах и законах. Учитель должен добиться от учащихся восприятия и осознания информации, обобщения и систематизации новых знаний. К необходимым условиям достижения положительных результатов этапа мы относим:

использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала;

полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений, вычленение наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;

запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта;

использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации);

постановка перед учащимися проблемной ситуации;

актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.

Разумеется, соблюдения этих условий не достаточно, требуется так же четкая постановка задач изучения, обеспечение уровня изложения материала, соответствующего требованиям научности и доступности для возрастной группы, и оптимальный темп изучения нового материала.

Этап введения нового материала требует от коммуникатора большой затраты ресурсов, доминирующий метод психологического воздействия – убеждение в форме информирования, в первую очередь, требует учитывать вербальные средства воздействия, соблюдая основные правила использования метода (доступность, опора на известные факты, использование примеров и т.д.), то есть учитель должен четко продумать план изложения темы. Но нельзя забывать и о невербальных средствах, грамотное сочетание визуальных и звуковых стимулов, позволят повысить уровень усвоения знаний и ускорить процесс формирования убеждений.

Использование убеждения на этапе введения нового материала, не единственный способ достижения дидактической задачи. В современной информатике широкое распространение приобрела методика проблемного обучения. При ее применении убеждение в значительной мере теряет свою эффективность и отходит на второй план. Мы считаем, более выгодным заражение.

Применение данного метода во много раз повысит стремление учащихся к изучению материала и позволит создать общую рабочую атмосферу на уроке. Однако его применение в школе требует большой осторожности от учителя. При неумелом или неаккуратном воздействии заражение может достигнуть очень высокой степени активности, и выйти у учащихся на первый план, в то время как на второй отойдут все остальные цели учебной деятельности. Одновременно с этим могут возникать острые внутренние конфликты, что приведет к неблагоприятным последствиям, отражающимся на личности ученика в целом. Поэтому воздействие должно иметь порционный характер и немедленно прекращаться, если оно приобретает степень активности, выше, чем было задумано учителем.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в ...

Опасность СМИ для школьников
Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия явля­ется в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровождения подростков. Что скрывается за притяга­тельностью кровожадности и зверского насилия для детей, и ка­кие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана? Мы подойд ...

Экспериментальная образовательная программа по ДПИ
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников. Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты. Актуальность про ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru