Необходимым элементом урока после введения нового материала является проверка его понимания учащимися. Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий и закономерностей, устранить обнаруженные пробелы – дидактическая задача этапа. Для достижения положительных результатов необходимы вопросы, которые требуют активной мыслительной деятельности, с этой целью возможно использовать дезинформирование как способ психологического воздействия. Например, устный диктант, в котором учащиеся должны оценить истинность предлагаемых утверждений. Кроме того, нельзя забывать о поощрении, ученики должны знать, что их активная работа на уроке обязательна будет замечена и оценена.
Как правило, этапы введения нового материала и проверки его понимания занимают пятнадцать-двадцать минут, к этому времени наблюдается ослабление устойчивости внимания, и возникает необходимость смены деятельности. С точки зрения структуры, урок переходит на этап закрепления знаний. Сразу хотим отметить, что, в зависимости от типа урока, данный этап может принимать различный характер. Например, если это урок введения нового материала, то происходит первичное закрепление знаний, а если урок имеет обобщающий характер, то закрепление знаний несет скорее проверочные характер. Дидактическая задача этапа – закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по материалу. Для ее достижения учащимся может быть предложена система заданий, в зависимости от специфики изучаемой темы, задания могут выполняться как на компьютере, так и в тетрадях. Главное требование – самостоятельность выполнения заданий учащимися. Учитель, в свою очередь, должен обеспечить контроль, анализ ошибок и дифференцируемую помощь. Основной достижения положительных результатов является применение разнообразных форма закрепления знаний.
Выбор метода психологического воздействия зависит от выбранной формы закрепления знаний. При решении системы заданий используют убеждение, реализацию проблемного обучения и занимательные задачи можно реализовать с помощью заражения. Но самым интересным, на наш взгляд, является подражание и возможности его применения на этапе закрепления знаний, особенно при организации синхронной работы за компьютером. Особенность урока информатики (см. §1.1) позволяет сочетать подражание и поощрение, например, попросить сильного ученика продемонстрировать последовательность действий, после чего остальные учащиеся их повторяют.
Дидактическая задача следующего этапа – сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Для выделения домашнего задания из общего потока информации необходимо использовать визуальный стимул, то есть написать задание на доске. Для повышения интереса к домашнему заданию учитель может использовать занимательные или творческие задачи, выполнение учащимися таких задач обязательно должно поощряться.
И последний этап урока – подведение итогов. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее – дидактическая задача этапа. Высокая активность учащихся является главным показателем успешности. Если ученик будет знать, что его работа не останется незамеченной, он будет лучше работать. Выставляя отметки ученикам, учитель должен аргументировать свои действия, тем самым показывая кому надо, а кому не надо подражать.
Заканчивая параграф, хотим отметить, что оправданное применение методов психологического воздействия позволит повысить эффективность и создать благоприятную атмосферу на уроке.
Познавательно о обучении:
Учёт возрастных и психологических особенностей развития учащихся 6-7 классов
в обучении говорению
Как уже говорилось ранее, говорение характеризуется наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на речевой слух, память, прогнозирование и внимание. Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффектного состояния с помощью простого восклицания, названия предмета, ответа н ...
Чтение как процесс усвоения
Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек ...
Выявления исходного уровня сформированности представлений
детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в природе методом экспериментирования, мы решили выявить уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о закономерностях в пр ...