Наука в эпоху казачества

Активный интерес к точными и даже прикладными науками является основным признаком научного процесса того времени. Собственно здесь мы ступаем на совсем малоисследованную территорию с массой укорененных, но уже совершенно устаревших стереотипов со сравнительно скромными трудами в области точных наук украинской науки и культуры эпохи казачества. И чтобы избавиться от них, необходима основательная обработка творческого наследия профессоров Острожской и Киево-Могилянской академий. Приведем только один, но показательный, пример. В сфере наук о земле, горного дела, минералогии и т.п. сложился четкий стереотип о практическом отсутствии работ украинских авторов XVII-XVIII вв. по этой тематике. Так, почти все, не только советские, но и современные украинские учебники и пособия по горному делу справедливо ссылаются на труды основоположника русской науки Михаила Ломоносова (1711-1765), но оставляют "за кадром" более ранний задел в этой области выдающихся украинских ученых прошлого, скажем ректора Киево-Могилянской Академии Феофана Прокоповича (1681-1736), который еще в 1705-1709 гг. читал в Могилянке лекции "об элементах", "о земле", цикл лекций "о совершенном смешивании неживых тел - металлов, камней и др. ,"о полезных ископаемых "и т.п. По свидетельствам современных исследователей и переводчиков достояния Киево-Могилянськой академии (Николай Симчич и др.), элементы прикладных наук о Земле встречаются у других выдающихся могилянцев, в частности у Иннокентия Гизеля. Этот вопрос, конечно, есть предметом отдельного исследования. Здесь же мы только обозначаем проблему, заметим, что в области исследований истоков и истории развития отечественных точных и прикладных наук наблюдаем почти вакуум. Вместе с тем, такие гиганты украинской научной школы, как Владимир Вернадский (1863-1945), известный минеролог, автор одного из крупнейших в мире "минералогических словарей" Евгений Лазаренко (1912-1979), который, кстати, в своей работе приводит десятки и сотни старинных украинских названий минералов, и многие другие, не могли появиться и сформироваться как выдающиеся ученые без возрастных отечественных научных традиций в области точных наук.

Познавательно о обучении:

Современный подход новых программ и методик.
В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют свое внимание на ребенке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника. Очень сильной и серьезной программой, ориентирующейся на ра ...

Контроль знаний в процессе школьного обучения
Контроль знаний учащихся является составной часть процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Многие учителя подходят к традиционной организации контроля и используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка зн ...

Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку
«Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инст ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru