Наука в эпоху казачества

Активный интерес к точными и даже прикладными науками является основным признаком научного процесса того времени. Собственно здесь мы ступаем на совсем малоисследованную территорию с массой укорененных, но уже совершенно устаревших стереотипов со сравнительно скромными трудами в области точных наук украинской науки и культуры эпохи казачества. И чтобы избавиться от них, необходима основательная обработка творческого наследия профессоров Острожской и Киево-Могилянской академий. Приведем только один, но показательный, пример. В сфере наук о земле, горного дела, минералогии и т.п. сложился четкий стереотип о практическом отсутствии работ украинских авторов XVII-XVIII вв. по этой тематике. Так, почти все, не только советские, но и современные украинские учебники и пособия по горному делу справедливо ссылаются на труды основоположника русской науки Михаила Ломоносова (1711-1765), но оставляют "за кадром" более ранний задел в этой области выдающихся украинских ученых прошлого, скажем ректора Киево-Могилянской Академии Феофана Прокоповича (1681-1736), который еще в 1705-1709 гг. читал в Могилянке лекции "об элементах", "о земле", цикл лекций "о совершенном смешивании неживых тел - металлов, камней и др. ,"о полезных ископаемых "и т.п. По свидетельствам современных исследователей и переводчиков достояния Киево-Могилянськой академии (Николай Симчич и др.), элементы прикладных наук о Земле встречаются у других выдающихся могилянцев, в частности у Иннокентия Гизеля. Этот вопрос, конечно, есть предметом отдельного исследования. Здесь же мы только обозначаем проблему, заметим, что в области исследований истоков и истории развития отечественных точных и прикладных наук наблюдаем почти вакуум. Вместе с тем, такие гиганты украинской научной школы, как Владимир Вернадский (1863-1945), известный минеролог, автор одного из крупнейших в мире "минералогических словарей" Евгений Лазаренко (1912-1979), который, кстати, в своей работе приводит десятки и сотни старинных украинских названий минералов, и многие другие, не могли появиться и сформироваться как выдающиеся ученые без возрастных отечественных научных традиций в области точных наук.

Познавательно о обучении:

Игра - основной вид деятельности дошкольников
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрас ...

Определение таких понятий, как "учебная деятельность", "активизация учебной деятельности", особенности учебной деятельности младших школьников
Термин " учебная деятельность " сравнительно не нов в психологии и педагогике. Уже в 40-х гг. им воспользовались довольно деятельно. Можно сослаться на одну из сверкающих работ А. Н. Леонтьева " К вопросцу о сознательности учения " , написанную в 1944 г.; базовый труд известного ...

Типологические и возрастные особенности развития личности
Человек обладает огромным количеством степеней свободы – возбуждения и торможения, условных рефлексов и других психических процессов. Это огромный потенциал для» «величайших вариантов приспособлений» человека к разнообразным экстремальным условиям жизни, труда и общественной деятельности, выполнять ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru