Наука в эпоху казачества

Активный интерес к точными и даже прикладными науками является основным признаком научного процесса того времени. Собственно здесь мы ступаем на совсем малоисследованную территорию с массой укорененных, но уже совершенно устаревших стереотипов со сравнительно скромными трудами в области точных наук украинской науки и культуры эпохи казачества. И чтобы избавиться от них, необходима основательная обработка творческого наследия профессоров Острожской и Киево-Могилянской академий. Приведем только один, но показательный, пример. В сфере наук о земле, горного дела, минералогии и т.п. сложился четкий стереотип о практическом отсутствии работ украинских авторов XVII-XVIII вв. по этой тематике. Так, почти все, не только советские, но и современные украинские учебники и пособия по горному делу справедливо ссылаются на труды основоположника русской науки Михаила Ломоносова (1711-1765), но оставляют "за кадром" более ранний задел в этой области выдающихся украинских ученых прошлого, скажем ректора Киево-Могилянской Академии Феофана Прокоповича (1681-1736), который еще в 1705-1709 гг. читал в Могилянке лекции "об элементах", "о земле", цикл лекций "о совершенном смешивании неживых тел - металлов, камней и др. ,"о полезных ископаемых "и т.п. По свидетельствам современных исследователей и переводчиков достояния Киево-Могилянськой академии (Николай Симчич и др.), элементы прикладных наук о Земле встречаются у других выдающихся могилянцев, в частности у Иннокентия Гизеля. Этот вопрос, конечно, есть предметом отдельного исследования. Здесь же мы только обозначаем проблему, заметим, что в области исследований истоков и истории развития отечественных точных и прикладных наук наблюдаем почти вакуум. Вместе с тем, такие гиганты украинской научной школы, как Владимир Вернадский (1863-1945), известный минеролог, автор одного из крупнейших в мире "минералогических словарей" Евгений Лазаренко (1912-1979), который, кстати, в своей работе приводит десятки и сотни старинных украинских названий минералов, и многие другие, не могли появиться и сформироваться как выдающиеся ученые без возрастных отечественных научных традиций в области точных наук.

Познавательно о обучении:

Нарушения фонетической стороны речи
Среди учащихся специальной коррекционной школы значительный процент составляют дети с нарушением фонетической стороны речи. Недостатки фонетического строя речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечались дефектологами, работавшими с этой категорией детей в начале XX века (Г.Я. Троши ...

Анализ анкетирования родителей
Анкетирование было проведено на общем родительском собрании 18.10.2004 года. В опросе участвовало 52 человека, это составляет 26% от количества занимающихся в нашей школе детей. По результатам опроса выявлено, что большее количество родителей имеют среднее специальное образование по рабочим специал ...

Использование игровых технологий как средство развития познавательной активности учащихся
Одним из способов развития познавательной активности учащихся может служить использование игровых технологий в образовательном процессе. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельнос ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru