Цель данной работы определить влияние развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения младших школьников, разработать методику и экспериментально доказать возможность развития творческого воображения путем обогащения эмоционального опыта детей музыкальными средствами.
Гипотеза: можно предположить, что эстетические игры и упражнения дополненные музыкальным материалом наиболее способствуют развитию творческого воображения младших школьников.
Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. Оценить уровень творческого воображения детей.
2. Осуществить целенаправленный подбор игр и упражнений, обеспечивающих развитие творческого воображения младших школьников.
3. Разработать и экспериментально доказать способы ускорения развития творческого воображения.
4. Выявить влияние эстетической игры на развитие творческого воображения младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе средней школы города Москвы в четвертых классах. В исследовании приняло участие 40 детей младшего школьного возраста (10-11 лет).
Для проверки выдвинутой гипотезы был осуществлен психолого-педагогический эксперимент. Он включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий и контрольный эксперимент проводился как в экспериментальной, так и в контрольной группах, формирующий - только в экспериментальной группе. Учитывался уровень развития детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Планируя исследование, мы опирались на принципы психодиагностики: системного структурно-динамического изучения; учета возрастных, качественных новообразований; единства диагностической и коррекционной помощи.
Основными критериями отбора психодиагностических методов явились соответствие возрастным особенностям детей, диагностическая ценность в определении особенностей творческого воображения.
Использовались общие методы исследования: наблюдение, беседа, стандартизированные методики, психолого-педагогический эксперимент.
Воображение ребенка оценивалось по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.
Для диагностики творческого воображения традиционно используются следующие методические подходы:
1)оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;
2)тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;
3)тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих или непонятных объектов;
4)самооценка параметров образов воображения.
Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания и тому подобное).
Для выявления уровня развития творческого воображения был проведен констатирующий эксперимент.
В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
1. Отобрать диагностические методы для оценки уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
2. Апробировать диагностический комплекс.
3. Выявить качественные особенности воображения испытуемых.
В основу диагностического изучения особенностей воображения у детей 10-11 лет были положены следующие основные принципы, сформированные Л.С.Выготским:
- системный подход к диагностике психического развития ребенка;
- учет качественных возрастных новообразований;
- индивидуализированный и дифференцированный подход к детям.
На этапе констатирующего эксперимента проводилось изучение у испытуемых основных особенностей творческого воображения: продуктивность вербального и невербального воображения, оригинальность образов и богатство фантазии.
Для данного исследования были выбраны 3 диагностические методики.
1. Тест «Круги». (Е.П.Торранс)
Цель: выявить способность строить различные изображения на основе одного и того же графического контура, оценить продуктивность невербального воображения.
Для проведения данного теста необходимо подготовить бланки по количеству испытуемых, с изображением 30 кругов, а также каждый испытуемый должен иметь простой карандаш.
В этом задании оценивалось разнообразие создаваемых образов, широта воображения, эмоциональность рисунков. За ограниченное время испытуемому предлагается придумать и нарисовать максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Можно пририсовывать к контурам любые детали и объединять фигуры в один рисунок. Время работы 15 -20 минут.
Главный показатель уровня воображения и творческого мышления – количество идей, воспроизведенных ребенком. При подсчете следует обращать внимание на количество изображенных предметных тем. Каждая новая тема оценивается в 1 балл. (9 тем и более – высокий уровень развития творческого воображения; 6-8 тем – средний; 1-5 тем – низкий уровень).
Познавательно о обучении:
Самостоятельность как интегративное
свойство личности
Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию ра ...
Физические характеристики одаренности
Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый — это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же — говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Но если мы расширим диапазон определе ...
Расчет экономических затрат на занятие по преобразовательной деятельности
учащихся
Себестоимость в основном определяется затратами на материалы, электроэнергию и оплату труда. Плановая калькуляция на проведение урока, 2 учебных часа (90 мин.) № Материал На 1 чел. Цена (руб.) Расход Затраты на материал 1 Ткань хлопковая, 1 м 40 руб. 50 грамм 40 руб. 2 Тесьма, 1 м 30 руб. 50 грамм ...