Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения средствами музыки

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Экспериментальная работа по определению эффективности развития творческого воображения средствами музыки

Страница 2

2. Тест «Выведение следствий» (М.В. Ильина)

Цель: исследование способности к воображению и словесно-логическому мышлению у младших школьников.

Умение правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно-следственные связи является важнейшим условием творческого воображения. Детям предлагается пофантазировать на тему: «Что произойдет, если…?». Задача ребенка – дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы: Смотрите описание турция пересадка волос у мужчин стоимость у нас на сайте.

1. Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?

2. Что произойдет, если все животные начнут говорить?

3. Что произойдет, если все горы вдруг станут сахарными?

4. Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?

5. Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?

6. Что произойдет, если оживут все сказочные герои?

7. Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?

Чем подробнее и детальнее ответ, тем лучше у ребенка развита образность, тем ярче его воображение. Ответы даются в письменном виде. Для оценки результатов используется:

1) фактор времени (время, затраченное на раздумье): 5 минут – 1 балл; 4 минуты – 2 балла; 3 минуты – 3 балла; 2 минуты– 4 балла; 1 минута – 5 баллов;

2) активность воображения:

оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов;

необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла;

банальный ответ («ничего не будет», «такого не бывает» и т.п.) – 2 балла;

ответ не по существу или встречным вопросом, отказ от ответа – 1 балл.

Максимальное число баллов 10 (фактор времени и оригинальность ответа). Чем меньше баллов наберет ребенок, тем больше он нуждается в специальных занятиях по развитию воображения и творческого мышления.( 9 – 10 баллов – высокий уровень творческого воображения; 6 – 8 баллов – средний уровень; 1 – 5 баллов – низкий уровень).

3. Методика «Скульптор». (М.В.Ильина)

Цель: исследование способности к творческому воображению.

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 10 минут смастерить какую-либо необычную поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается по определенным параметрам от 0 до 10 баллов.

Оцениваемые параметры:

1) Скорость процессов воображения.

2) Необычность, оригинальность образов.

3) Богатство фантазии (разнообразие образов).

4) Глубина и проработанность образов.

5) Впечатлительность, эмоциональность образов.

Критерии оценки:

0 – 1 балл ставится ребенку в случае, если за отведенные 10 минут он не смог ничего придумать и сделать руками.

2 – 3 балла ребенок получает тогда, когда вылепил что-то очень простое.

4 – 5 баллов ставится, если испытуемый сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более 2-3.

6–7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал, что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8–9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная вещь достаточно оригинальная, но детально не продумана.

10 баллов ребенок может получить только в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.(1 – 3 балла – низкий уровень развития творческого воображения; 4 – 7 баллов – средний уровень; 8 – 10 баллов – высокий уровень).

Способы оценки, развитости творческого воображения детей младшего школьного возраста, выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка в этом возрасте: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности. Выше описанные методики позволяют отследить наличие сформированности простейших мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения), которыми должен обладать учащийся четвертого класса.

На этапе констатирующего эксперимента проводилось изучение у испытуемых основных особенностей воображения: продуктивность вербального и невербального воображения, оригинальность образов и богатство фантазии.

Оценка результатов каждого испытуемого экспериментальной группы:

1. Айнура А.

За все задания получила средний балл, что выявило средний уровень развития воображения.

2. Юля А.

За первое задание получила средний балл, второе и третье выполнено на высоком уровне. Это говорит о достаточно высоком уровне развития воображения.

3. Айгюль Г.

Все задания были выполнены на низком уровне.

4. Вика Д.

Все три задания были оценены высоким баллом, (продукты деятельности отличались хорошей проработкой, оригинальностью, красочностью).

5. Олег Е.

Первое задание выполнил на низком уровне, второе и третье – на среднем. По общим результатам можно судить о среднем уровне воображения (невербальное воображение развито на низком уровне).

6. Даша И.

Все задания были оценены средней оценкой, отсюда следует, что уровень развития воображения средний.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств
Кто смотрит на себя, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе, тот истинно велик. П. Гренгор, французкий поэт 1. Тест «Профессиональное мастерство» 2. «Карта личности педагога» 3. Профессионально значимые качества личности педагога П ...

Принципы педагогического взаимодействия
Роль организатора педагогического взаимодействия существенно отличается от роли диктатора учебно-воспитательного процесса. Но это требует определенной социальной установки, выработки индивидуального стиля. Д.А. Белухин отмечает, что учитель должен следовать определенным принципам педагогического вз ...

Организация совместной и самостоятельной деятельности
Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года). совместная деятельность самостоятельная деятельность понедельник Настольно/печа ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru