Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младших школьников на уроках музыки » Особенности и приемы развития творческого воображения в младшем школьном возрасте

Страница 5

Воображение претерпевает генезис подобно тому, который проходят интеллектуальные операции: сначала воображение статично, ограничивается внутренним воспроизведением состояний доступных восприятию; по мере развития ребенка воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных моментов возможного преобразования одного состояния в другое (Ж.Пиаже). Он считает, что гибкое воображение может реально помогать операционному мышлению. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок. Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, изображения, различные персонажи, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой, вовсе не замечая этого.

Особенность воображения младших школьников – его опора на восприятие. Ученикам 1-2 классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения и развитие творческого воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и так далее. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.

П.И.Пидкасистый подчеркивает необходимость формирования у школьников творческой деятельности. Важно иметь в виду, что продуктивные и репродуктивные элементы деятельности всегда тесно связаны, поскольку репродуктивные элементы составляют основу творческой деятельности, выступая как ее строительный материал. Новое складывается на основе ранее известного, причем последнее выступает в качестве строительного материала не только с точки зрения содержания деятельности.

В учебной деятельности элементы творчества учащихся, прежде всего, проявляются в особенностях ее протекания, а именно: в умении видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях.

Продвижение от репродуктивной деятельности к творческой предполагает обязательную реализацию меж предметных связей, поскольку они создают благоприятные условия для развития познавательных возможностей школьников. Формирование творческого потенциала школьника достигается целенаправленным изменением меры конкретного и общего в овладении ими практическими и познавательными действиями.

Л.С.Выготский полагал, что творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, «все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

Важным видом воображения, принимающим активное участие в становлении личности ребенка, является воссоздающее воображение. При чтении книг, при изучении географических и исторических описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах. В своих произведениях художник, поэт или композитор апеллирует ко всем органам чувств человека, к его зрению, слуху, обонянию, заставляя путем фантазии воссоздавать картину, само появление которой обязано творческому воображению автора. Зритель, читающий или слушающий, должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник. Отличной школой воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Познавательно о обучении:

Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению: фронтальное обследование
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достигать при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания ...

Особенности социализации детей – сирот
Рассматривая особенности социализации детей сирот, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих подходах к этому явлению. Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности ...

Педагогические условия стимулирования самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов: 1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности уча ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru