Пересдача зачетов

При пересдаче зачета допустимо, чтобы ученик отчитывался только за те задания, которые он не выполнил в предыдущий раз, а не за все зачетное задание. Желательно ликвидировать задолженности учащихся как можно скорее, иначе они будут накапливаться, и затруднять изучение последующих тем. Время на такую пересдачу нетрудно выделить непосредственно на уроках. Например, ученику, не сдавшему зачет, на последующих уроках во время проведения опроса или во время самостоятельной работы может быть предложена индивидуальная карточка-задание, содержащая задачи, в которых им были допущены ошибки. В другом случае при устном опросе такой ученик получит задачу из зачета в качестве дополнительного задания. Опытные учителя большое внимание уделяют анализу результатов зачета. В результате анализа зачетных работ устанавливается, насколько каждый ученик и весь класс в целом справились с каждым заданием. Это достаточная информация о том, овладели ли ученики нужными знаниями и умениями, какие пробелы и недочеты следует устранить. Теперь можно наметить, какой материал нужно повторить, какие дополнительные упражнения выполнить с классом, с частью класса, с отдельными учениками и на каких уроках.

Так, например, при зачете в 5 классе по теме «Умножение и деление натуральных чисел» было замечено, что лишь отдельные ученики при выполнении примеров на вычисление допускали ошибки при делении, но довольно большое число учеников не справились с решением задач на движение. В этом классе учитель провел индивидуальную работу с учениками с учетом этой вычислительной ошибки, включая аналогичные примеры в домашнee задание. Такая работа не потребовала много времени: ученики досдали зачет в течение двух-трех уроков после зачета. Другая ситуация сложилась с задачей на движение. Отсутствие этого умения, как показала беседа с учителем, оказалось неслучайным. В ходе изучения темы такие задачи решались устно, фронтально, где, как правило, активно участвовали лишь хорошо подготовленные ученики. Это создало впечатление достаточно устойчивого умения решать эти задачи. Теперь учителю пришлось уделить специальное внимание разбору решения подобных задач и отработке соответствующего умения. И только когда можно было с уверенностью сказам, что учащиеся вооружились умением решать задачи на движение, была проведена проверочная работа. Ее результат рассматривался как выполнение зачетного задания.

Применения зачетов разного вида имеют свои достоинства. Применение системы текущих зачетов дает возможность в ходе формирования основных умений получать своевременную информацию об их овладении учащимися и вовремя устранять возникающие пробелы. Кроме того, некоторым ученикам легче сдавать материал небольшими порциями. Вместе с тем текущие зачеты не дают объективной итоговой информации об усвоении темы, не нацелены на проверку прочности овладения материалом. Хотя каждый отдельный зачет не требует большого времени на его проведение, но их система, охватывающая весь изучаемый материал, достаточно громоздка и требует большой дополнительной работы учителя, например, организации пересдачи для учеников, не справившихся с работой.

Эти недостатки несвойственны для тематического зачета. Поскольку число тематических зачетов в каждом классе за год невелико, то учитель может потратить на проведение каждого необходимое ему время и организовать в ходе зачета тщательную проверку математической подготовки учащихся. Есть и еще аргументы в пользу тематических зачетов. Зачет такого вида представляет собой итоговую тематическую проверку, в ходе которой учащиеся могут продемонстрировать результаты усвоения темы в целом. Показать, насколько осмысленно и систематично овладели они изученным материалом.

Кроме того, для каждого ученика в силу его индивидуальных особенностей характерен определенный темп овладения учебным материалом: одни ученики быстро усваивают и перерабатывают информацию, другим для этого нужно больше времени. В силу этого дробный текущий контроль не дает объективной информации об усвоении программного материала многими учащимися, фиксируя только промежуточные, часто заниженные по сравнению с конечными результаты. Тематический зачет позволяет проверить знания при завершении изучения темы, когда новая информация «улеглась» и ученики установили взаимные связи и отношения между рассмотренными вопросами.

Большинство учителей отдают предпочтение тематическому зачету. В то же время есть учителя, которые в силу своего стиля работы применяют текущие зачеты и добиваются хороших результатов. Некоторые преподаватели считают, что текущие зачеты удобны для очень слабых учеников, которым легче сдавать тему по частям. Применяя во всем классе тематический зачет, они выделяют небольшое число таких учащихся и разрешают им отчитываться практически по каждому умению отдельно. Причем опытные учителя в таких случаях доверяют ученику самостоятельно определять свою готовность к зачету и устанавливать тем самым сроки его проведения. Конечно, нет гарантии, что при таком подходе этот ученик усваивает материал прочно. Однако основная цель здесь состоит в том, чтобы заставить «неблагополучного» ученика учиться, предложив ему посильную для него работу. И эта цель в большинстве случаев достигается. И даже если весь сданный учащимися материал приходится заново повторять перед итоговой проверкой (за год, за четверть), это повторение строится уже не на пустом месте и его подготовка пусть немного, но все же улучшается.

Познавательно о обучении:

Результаты политики в отношение приемной семьи
В настоящее время в Самарской области сложилась двухуровневая (государственно-муниципальная) система реализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях приемной семьи. Правовые отношения в этой части регулируются федеральным и областным законодательствами. Труд родителей- ...

Особенности интеллектуальной одаренности
Психологическим изучением детской одарённости и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране занимались очень мало. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что не нужно выделять особо способных детей, что все равны ...

Обучение старшеклассников работе с текстовым процессором с учетом методов психологического воздействия
Главной особенностью обучения работе с текстовым процессором в старших классах является отсутствие новизны темы. Каждый ученик, так или иначе, уже сталкивался с проблемой создания текстового документа по средствам одного из текстовых процессоров. Как правило, начиная с седьмого-восьмого класса, уча ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru