Композиция портрета предусматривает расположение изобразительных элементов. Но объект съемки подвижен, и всякое расположение должно выражать собой движение. Его передают позы, жесты, мимика.
При построении композиции сюжетного портрета совершенно не обязательно формировать многоплановое изображение. Напротив, правильнее выносить действующих лиц на первый план, чтобы показать их внешнее различие.
Подготовительный рисунок
В предварительном рисунке-эскизе не должны иметь место поспешность, небрежность, схематизм. Не следует оставлять отдельные вопросы непродуманными, приблизительными в надежде решить их в процессе работы красками. Чем внимательнее и строже будет подход к рисунку, а, следовательно, и к изучению и анализу натуры, тем более качественной будет и сама живопись.
Мастера живописи всегда уделяли особое внимание подготовительному рисунку. Известно, например, что метод работы над портретом М.В. Нестерова заключался в следующем. Найдя удовлетворительную композицию, Нестеров делал тщательный рисунок и писал портрет по частям, кускам, постоянно думая и представляя себе целое. Сегодня, допустим, он пишет до нужного завершения волосы, лоб, глаза, нос, завтра — подбородок, рот, шею и т. д. При этом художник мало заботился о сходстве, поскольку оно уже им было найдено в рисунке.
А.Е. Архипов тонко заточенным углем делал подробный рисунок. При этом художник старался не загрязнять холст. Затем рисунок фиксировался даммарным лаком, жидко разведенным на петроле (керосине). После того как лак хорошо просыхал, художник приступал к живописи. И.И. Бродский выполнял рисунок чаще всего на холсте. В процессе его выполнения он старался внимательно изучить модель, ее характерные особенности, добиваясь при этом наибольшего сходства с натурой. Независимо от материала, живописной техники художник очень строго, детально и тщательно прорабатывал светотеневой рисунок. Этот метод предшествовал любой его работе, особенно в жанре портрета. В зависимости от живописной техники рисунок под живопись может выполняться графитным карандашом, масляной краской, углем и т. д.
Карандаш или уголь легко стирается резинкой, хлебным мякишем, сдувается, поэтому рисунок углем легко править и изменять. Когда идет поиск композиции, формы, уголь незаменим. Но работать углем надо осторожно, так как он мажется, осыпается. Контур рисунка следует выполнять тонкими линиями, светотеневую моделировку не перегружать плотными и толстыми наслоениями угля.
Цель композиции портрета — дать представление о сущности образа. Как же этого достигает современный фотохудожник?
Принцип объединения изобразительных элементов обусловлен видом изображения (портрет в рост, поколенный, поясной, головной и т.д.). Очевидно, что в индивидуальном портрете важнее всего социальная и психологическая характеристика объекта. Впрочем, к ней стремятся также в групповом портрете. Однако композиция портрета в этом случае сложнее — она зависит от сюжетной мотивировки объединения персонажей.
Работа в материале.
Поэтапное выполнение работы:
- Натягивание холста на заранее подготовленный подрамник (70×90);
- Грунтовка холста;
- Перенос рисунка на холст (производился мягким графитным карандашом);
- Нанесение подмалёвка (растворёнными маслеными красками);
- Тональная проработка;
- Общая пропись фигуры (работа над этим этапом велась с использованием заранее выполненными этюдами);
Познавательно о обучении:
Понятие о принципе наглядности. Исследования по данной проблеме
Учебная деятельность является важным содержанием особенно в младшем школьном возрасте. Под мотивацией учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, интересы. Матюхина М.В. указывает, что одно из важнейших условий формирован ...
Общие рекомендации к
организации дифференцированного зачета
Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачетов. 1.Зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выделены два у ...
Педагогические основы развития технологической культуры учащихся
Для того чтобы сформулировать активизацию учебно-преобразовательной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также ме ...