Психолого-педагогические основы развития живописного восприятия детей младшего школьного возраста

Новая педагогика » Психолого-педагогические основы развития живописного восприятия детей младшего школьного возраста

Изобразительное искусство – это искусство, которое создает на плоскости или в пространстве наглядное или осязаемое изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - это ярко выраженная творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы – конкретно-чуственные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое воплощение к ней человека. К изобразительному искусству относиться живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусства. Называется оно изобразительным потому, что художник в произведениях живописи, графики, скульптуры, декоративно–прикладного искусства выражает свои мысли и чувства через изображение человека, животных, природы, вещей, узоров – через изображение всего многообразия явлений и предметов реального мира и воспринимается это искусство посредством зрительного анализатора – зрения. Одним из самых прекрасных и сложных жанров изобразительного искусства является портрет. В искусстве портрета аккумулируется интерес художника к бесконечному разнообразию человеческой индивидуальности, стремление выразить свое восхищение личностью, богатством духовной жизни человека. Портретный жанр требует от художника свободного владения рисунком, живописными выразительными средствами, наличия яркого воображения и художественного вкуса, умения эмоционально «слышать», чувствовать своего героя, по существу, обладать способностями психолога, артиста, чтобы в портрете максимально выразить суть личности, ее внутренний стержень. Человек как объект живописи существенно отличается от живописного объекта — натюрморта тем, что портретируемый — модель одухотворенная, интеллектуальная, со сложным внутренним миром, вызывающая совсем иные (чем натюрморт) эмоции у художника. Человек должен изображаться по тем же живописным законам, что и предметы в натюрморте. Здесь требуются такие же навыки построения рисунка формы, умение прорабатывать тоновые отношения с помощью техники...

Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, — объясняет Даль, — изображать верно, и живо кистью или словами, пером». Для рисующего изображать верно, означает точную передачу внешнего облика увиденного, его важнейших признаков. Верно передать их удавалось графическими средствами — линией и тоном. Но передать живо этими ограниченными средствами многоцветие окружающего мира, пульсацию жизни в каждом сантиметре цветной поверхности предмета, очарование этой жизни и постоянное движение и изменение невозможно. Правдиво отразить колорит реального мира помогает живопись — один из видов изобразительного искусства.

Цвет — главное изобразительное и выразительное средство в живописи — обладает тоном, насыщенностью и светлотой; он как бы сплавляет в целое все характерное в предмете: и то, что можно изобразить линией, и то, что ей недоступно.

Живопись, как и графика, пользуется светлыми и темными линиями, мазками и пятнами, но в отличие от нее эти линии, мазки и пятна цветные. Они передают цвет источника света через блики и ярко освещенные поверхности, лепят объемную форму предметным (локальным) цветом и цветом, отраженным средой, устанавливают пространственные отношения и глубину, изображают фактуру и материальность предметов.

Задача живописи — не только показать что-либо, но и раскрыть внутреннюю сущность изображаемого, воспроизвести «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Поэтому правдивое художественное обобщение явлений жизни представляет собой основу основ реалистической живописи.

Тема реалистического автопортрета, актуальна на протяжении веков. В разные исторические периоды, в разных течениях, направлениях и стилях реалистическая природа художественного творчества обнаруживается с разной степенью непосредственности и полноты, этим и объясняется актуальность данной дипломной работы. За это время появлялось и развивалось множество других стилей и реалистическое искусство отходило на второй план, но не исчезало бесследно.

Цель данной дипломной работы – выполнение живописной работы «Автопортрет».

Из заданной цели вытекают следующие задачи:

Привести в систему знания, полученные за все годы обучения в университете

Определиться с композиционным, тональным и колористическим решением работы

Развить умения и основные навыки написания живописной работы в технике масляной живописи

Цель психолого-педагогической части дипломной работы: теоретически и экспериментально обосновать особенности восприятия живописи детьми младшего школьного возраста.

Данная цель определяет ряд задач:

- обобщить знания по психологии, педагогике и методике преподавания ИЗО;

- установить способы развития живописного восприятия у детей младшего школьного возраста;

- разработать план-конспект занятия ИЗО;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, литературы по истории искусства;

- праксиметрические методы (анализ продуктов творческой деятельности учащихся);

- экспериментальные методы (констатирующий, формирующий эксперимент).

Практическая часть дипломной работы представляет собой «Автопортрет» выполненный в технике масляной живописи.

Теоретическая часть состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность и значимость темы дипломной работы, необходимость ее исследования, излагаются цели и задачи работы.

В первой главе «Краткий исторический обзор развития портрета» излагаются вопросы развития портрета в русской живописи, даётся анализ портретного жанра в советской живописи , рассматриваются работы авторов Новосибирска.

Во второй главе «Ход работы над «автопортретом»» приводятся этапы работы, описывается ход работы, кратко рассматриваются технологические аспекты выполнения работы.

Третья глава посвящена психолого – педагогическим основам развития живописного восприятия у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются особенности возрастных периодов, вопросы творческого мышления ребёнка в младшем школьном возрасте, приемы его стимулирования, активизации; обосновывается методика и формы проведения занятий по ИЗО; определяются основные дидактические условия развития творческого мышления ребенка.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы по теме дипломной работы.

В приложении помещены иллюстративный материал к главам.

Познавательно о обучении:

Методы психологического воздействия на учащихся
Если исходить из необходимости уточнения понимания того, что обозначается словосочетанием «психологическое воздействие», то соотносимое с ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериальног ...

Анализ и обсуждение результатов исследования мышления детей старшего дошкольного возраста
Результаты исследования художественной деятельности. С целью исследования творческого мышления в экспериментальной группе применялся цикл занятий с использованием нетрадиционных методов рисования. Рис.1. Показатели художественной творческой деятельности в экспериментальной группе. Констатирующий эт ...

Понятие о принципе наглядности. Исследования по данной проблеме
Учебная деятельность является важным содержанием особенно в младшем школьном возрасте. Под мотивацией учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, интересы. Матюхина М.В. указывает, что одно из важнейших условий формирован ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru