Особенности живописного восприятия у детей младших классов

Страница 1

На современном этапе развития школьного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Особую роль в становлении изобразительной деятельности школьников играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями скульптуры, графики и живописи. Особую актуальность эта проблема приобретает в младшем школьном возрасте. Во-первых, младшие школьники имеют богатые предпосылки для развития живописного восприятия (повышенная эмоциональная отзывчивость, чувствительность, восприимчивость к красоте, впечатлительность, наличие интуиции); во-вторых, «увядание» эстетической жизни ребенка начинается с началом обучения в школе, когда на первый план выдвигается работа интеллекта, умственный труд, а его эстетические восприятия и переживания оказываются невостребованными. Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

В эксперименте Н.М. Зубаревой детям предлагались для рассматривания картины различных жанров: бытовая картина, натюрморт, пейзаж, портрет. Давалось задание: выбрать самую «красивую» картину и рассказать о ней. Наибольшее внимание детей привлекала жанровая (бытовая) картина – своим увлекательным содержанием, событиями, изображенными на ней, персонажами, - но при этом мало кто из детей обращал внимание на художественный язык произведения. А вот восприятие натюрморта обостряло эстетическое видение детьми цветового созвучия, формы, настроения картины, вызывало эмоциональный отклик, ассоциацию со своим опытом. Это позволило Н.М. Зубаревой предположить, а в дальнейшем и доказать, что натюрморт – именно тот жанр, с которого детей следует начинать знакомить с живописью. Ею установлены уровни эстетического восприятия детьми младшего школьного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ним не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6-7 лет, но и в более старшем возрасте. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5-7 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, чуть реже – форму и композицию.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Общие рекомендации к организации дифференцированного зачета
Зачеты можно проводить по-разному. Это зависит от стиля работы учителя, его опыта, комплектности и состава класса. Опишем возможные варианты. Остановимся на практике организации тематических зачетов. 1.Зачет рекомендуется проводить на уроке (в старших классах для этой цели могут быть выделены два у ...

Старые пороки нового образования
Прежде всего, надо отметить крутой поворот в теоретической ориентации нашего экономического образования. Он связан с курсом реформ, последствия которого сказались в полной мере. Здесь не место подробно на них останавливаться, но их общественные итоги свидетельствуют о глубоком несоответствии осущес ...

Контроль знаний и умений учащихся по физике
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся: – диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся; – учет результативности отдельног ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru