Особенности живописного восприятия у детей младших классов

Страница 2

На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-школьники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном младшего и среднего школьного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.

Представлять эти три уровня эстетического развития детей преподавателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия. Проанализировав наличное состояние эстетического развития детей в группе, взрослый может наметить план постепенной целенаправленной и дифференцированной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на низком уровне восприятия, до более высоких этапов.

Однако эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости – яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствуют о глубине эстетического восприятия школьника. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведения искусства.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных материальных условий и особо творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между преподавателем и учениками. Материальные условия – это подготовка необходимого для данной работы оборудования, организация изостудий, зала с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов и проекционных аппаратов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства – закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным. Процесс понимания художественного образа представляет собой процесс «накладывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемых объект. Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, должен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впечатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произведении что-то свое. Это поможет глубже, проникновеннее, творчески подходить к картине. Взрослый должен очень тонко и умело использовать этот метод творческой интерпретации содержания, широких ассоциаций.

Важнейший принцип развития эстетического воспитания – это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплывчатым. Повторное восприятие, как показывают современные исследования, помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание, и здесь важно использовать метод поэтапных открытий (Б.М. Неменский): четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе
В настоящее время в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: морфологический и фонематический. Традиционная методика разработана в русле морфологического направления, которое ориентировано непосредственно на письмо, на определение ...

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника
Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экс ...

Роль педагога-воспитателя в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависи ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru