Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения

Новая педагогика » Актуальные проблемы реформы педагогического образования в России » Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения

Страница 1

Стратегические задачи, поставленные перед педагогическими вузами государственной образовательной политикой, отражены в следующих документах: Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г.; Федеральная целевая программа развития образования на 2005-2008 гг.; Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в области образования; Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в области науки. Как сделать фотоальбом своими руками как сделать простой фототальбом своими руками.

Федеральная целевая программа развития образования реализуется через региональные программы развития образования. По сути, педагогические вузы совместно с педколледжами и являются теми субъектами, которые участвуют в разработке и научно¬методическом сопровождении региональных программ, что и определяет наши возможности влияния на систему образования.

Система образования, являясь специальным интересом общества, во многом отражает уровень развития этого общества и требования, которые оно к ней предъявляет. В то же время, сохраняя свою наиболее важную функцию трансляции культуры в период социокультурного кризиса общества, система образования является активным компонентом разрешения кризисных ситуаций и стимулирования развития общественных отношений, что возможно при условии выявления, осознания и принятия смысла педагогической деятельности.

Педагогическое образование в настоящее время рассматривается как широкое гуманитарное образование, позволяющее работать не только в сфере человек-человек, но и человек-общество-человек как рефлексивный процесс, в котором будущий профессионал должен овладеть процессом своего образования как своей будущей профессией. Рефлексия различия профессионального и специального компонентов составляет существенную черту процесса педагогического образования, т.е. на всех этапах своего профессионального становления учитель сознательно формируется и как специалист в некоторой предметной области, и как носитель личностно-развивающей образовательной технологии (В.А. Болотов).

Как известно, любое изменение ведет к положительному результату только в том случае, если оно обосновано. Неслучайно, в Концепции участия государства в учреждениях образования и науки особо отмечается опытно-экспериментальная работа вуза. Очевидно также, что задачи модернизации требуют серьезного научного обеспечения и экспериментальной проверки, что предполагает тесную интеграцию науки и образования. И педагогические университеты в обеспечении этой интеграции играют особую роль.

В истории развития европейских университетов выделяется развитие идеи универсальности: от универсума духа - к универсуму природы и от него к универсуму самого знания о вещах и явлениях мира. Новый, характерный для XXI века смысл универсума - это человек в многообразии его культурной практики. И новый этап развития общества требует подготовки педагогов нового типа, а именно специалистов, способных видеть человека как уникальную целостность, знающих законы развития человека в разных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни, труде и т. д., умеющего создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах жизненного пути, умеющего понимать и вести диалог с представителями различных социальных групп, конфессий, культур (А.П. Тряпицына). Вот эту задачу и решает педагогический университет.

Уникальность педагогического университета заключается в том, что процесс подготовки таких специалистов приводит к серьезной перестройке образовательного процесса, всех университетских подразделений, инфраструктуры университета. Прежде всего, это приводит к расширению партнерских, деловых связей университета, активному использованию информационных технологий, и, пожалуй, главное - к усилению собственно образовательного процесса с научными исследованиями.

Преподаватели и студенты педагогического университета, работая в различных образовательных учреждениях, становятся не только исполнителями основных задач модернизации, но и ее активными разработчиками, поскольку в условиях неопределенности, характеризующей поиск нового качества образования, они проектируют, «выращивают» новое знание об образовании и строят новую образовательную политику. В результате такой интеграции науки и образовательной деятельности педагогические университеты становятся «обучающимися организациями», эффективно содействуя созданию «обучающихся сообществ» в современном мире как прообразов будущих «обучающихся наций».

Такое понимание нового облика подготовки специалистов для сферы образования высказывается не только отечественными учеными, но и зарубежными коллегами.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности коммуникативных умений педагога
Источник знания неистощим: какие успехи не приобретай, человечество на этом пути, всем людям будет оставаться искать, открывать, познавать. И.А. Гончаров 1. Просмотр и анализ урока 2. Коллективное обсуждение Просмотрите урок и понаблюдайте за деятельностью учителя. Проанализируйте владение им комму ...

Роль природы в формировании личности дошкольника
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники о ...

Анализ организации коррекционного воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Орган ...

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru