Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения

Новая педагогика » Актуальные проблемы реформы педагогического образования в России » Проблемы реформирования педагогического образования в высшей школе и пути их решения

Страница 1

Стратегические задачи, поставленные перед педагогическими вузами государственной образовательной политикой, отражены в следующих документах: Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г.; Федеральная целевая программа развития образования на 2005-2008 гг.; Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в области образования; Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в области науки.

Федеральная целевая программа развития образования реализуется через региональные программы развития образования. По сути, педагогические вузы совместно с педколледжами и являются теми субъектами, которые участвуют в разработке и научно¬методическом сопровождении региональных программ, что и определяет наши возможности влияния на систему образования.

Система образования, являясь специальным интересом общества, во многом отражает уровень развития этого общества и требования, которые оно к ней предъявляет. В то же время, сохраняя свою наиболее важную функцию трансляции культуры в период социокультурного кризиса общества, система образования является активным компонентом разрешения кризисных ситуаций и стимулирования развития общественных отношений, что возможно при условии выявления, осознания и принятия смысла педагогической деятельности.

Педагогическое образование в настоящее время рассматривается как широкое гуманитарное образование, позволяющее работать не только в сфере человек-человек, но и человек-общество-человек как рефлексивный процесс, в котором будущий профессионал должен овладеть процессом своего образования как своей будущей профессией. Рефлексия различия профессионального и специального компонентов составляет существенную черту процесса педагогического образования, т.е. на всех этапах своего профессионального становления учитель сознательно формируется и как специалист в некоторой предметной области, и как носитель личностно-развивающей образовательной технологии (В.А. Болотов).

Как известно, любое изменение ведет к положительному результату только в том случае, если оно обосновано. Неслучайно, в Концепции участия государства в учреждениях образования и науки особо отмечается опытно-экспериментальная работа вуза. Очевидно также, что задачи модернизации требуют серьезного научного обеспечения и экспериментальной проверки, что предполагает тесную интеграцию науки и образования. И педагогические университеты в обеспечении этой интеграции играют особую роль.

В истории развития европейских университетов выделяется развитие идеи универсальности: от универсума духа - к универсуму природы и от него к универсуму самого знания о вещах и явлениях мира. Новый, характерный для XXI века смысл универсума - это человек в многообразии его культурной практики. И новый этап развития общества требует подготовки педагогов нового типа, а именно специалистов, способных видеть человека как уникальную целостность, знающих законы развития человека в разных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни, труде и т. д., умеющего создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах жизненного пути, умеющего понимать и вести диалог с представителями различных социальных групп, конфессий, культур (А.П. Тряпицына). Вот эту задачу и решает педагогический университет.

Уникальность педагогического университета заключается в том, что процесс подготовки таких специалистов приводит к серьезной перестройке образовательного процесса, всех университетских подразделений, инфраструктуры университета. Прежде всего, это приводит к расширению партнерских, деловых связей университета, активному использованию информационных технологий, и, пожалуй, главное - к усилению собственно образовательного процесса с научными исследованиями.

Преподаватели и студенты педагогического университета, работая в различных образовательных учреждениях, становятся не только исполнителями основных задач модернизации, но и ее активными разработчиками, поскольку в условиях неопределенности, характеризующей поиск нового качества образования, они проектируют, «выращивают» новое знание об образовании и строят новую образовательную политику. В результате такой интеграции науки и образовательной деятельности педагогические университеты становятся «обучающимися организациями», эффективно содействуя созданию «обучающихся сообществ» в современном мире как прообразов будущих «обучающихся наций».

Такое понимание нового облика подготовки специалистов для сферы образования высказывается не только отечественными учеными, но и зарубежными коллегами.

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Процесс адаптации ребенка к школе
И.В. Дубровина указывает что, период адаптации составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми. Одни без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, ведут себя развязно с учителями; дерзят, капризничают. Другие дети очень скованы, робки, держа ...

Темы, предлагаемые дошкольникам разных возрастных групп для обучения рассказыванию по памяти
Обучение рассказам по памяти начинается с начала года в старшей группе. Более легкие темы — из общего, коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный ...

Влияние эмоций на результаты обучения
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувс ...

Категории

Copyright © 2020 www.fiteducation.ru