Рассмотрим содержание возможных наблюдений на примере белки.
Вариант 1. В лесопарке, куда дети ходят на прогулку, нередко можно увидеть одну, две белки. Гуляющие иногда их подкармливают, протягивая к ним ладошки или выкладывая лакомство на кормушку.
Содержанием наблюдений является:
передвижение по деревьям - бег, лазание по стволам и веткам (вверх и вниз), прыжки с дерева на дерево, с ветки на ветку (как и с помощью каких органов происходит это передвижение);
облик - части тела, особенности строения, разные характеристики (окраска, форма, размер и пр.) внешних органов;
ориентировка в пространстве: как прислушиваются к звукам и шумам, как осматривают все вокруг себя (деревья, людей, угощения, гуляющих собак и пр.), т.е. как, какими действиями реагируют на окружающую ситуацию;
среда обитания - деревья леса (породы, густота произрастания, наличие дупел, особенности коры, веток), лесной корм, другие животные леса (враги, нейтральные); o взаимоотношения с людьми - реакция на появление отдыхающих, их действия;
жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске шерсти в переходные сезоны, гнездо строение весной, запасание кормов осенью, их поиск зимой.
Вариант 2. Белка живет в вольере в детском саду.
Содержание наблюдений в этом случае будет следующее:
облик - части тела, их строение, характеристики;
среда жизни: пространство вольера, предметы, его наполняющие: дуплянки, колесо, подстилка и пр.;
корма, способы их поедания (сидит или висит, держит лапками, грызет и пр.);
передвижение по вольеру и предметам (как и с помощью каких органов);
ориентировка в окружающей среде - реакция на звуки, новые предметы, появление людей;
сезонные изменения во внешнем облике и поведении; o создание и поддержание людьми необходимых условий жизни для белки, живущей в неволе.
Таким образом, содержание наблюдений - то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую они могут получить самостоятельно при условии специальной педагогической организации наблюдений педагогом.
Познавательно о обучении:
Образовательная
концепция Екатерины II и И.И. Бецкого
Первые серьезные шаги в деле организации женского образования были предприняты Екатериной II. Образовательная концепция Екатерины II и ее ближайшего сподвижника И.И. Бецкого пыталась педагогическими, образовательными средствами разрешить в кратчайшее время две крупнейшие социальные задачи: произвес ...
Воображение как психолого-педагогический феномен
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для разв ...
Методы коррекции малой подвижности
Выбор методов коррекции определяется задачами воспитания. Так у малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (разные способы бега, прыжков). Малоподвижные дети ...