Понятие "андрагогика", сущность андрагогики

Новая педагогика » Андрагогика - теория и практика образования взрослых » Понятие "андрагогика", сущность андрагогики

Страница 1

Понятие "андрагогика" было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом "педагогика", оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести). Если переводить буквально, андрагогика - это "ведение взрослого человека" (человеко-ведение). Поскольку термин порожден педагогической действительностью, речь идет о ведении с помощью образования. Андрагогику можно рассматривать с разных позиций, как:

область научного знания;

сферу социальной практики;

учебную дисциплину.

Будучи сравнительно молодой отраслью научного знания, андрагогика находится в процессе становления. Родство терминов "педагогика" и "андрагогика" в течение многих лет служит поводом для профессиональных споров. Явно сохраняя смысловую преемственность со сферой педагогики, понятие "андрагогика" в то же время содержит указание на специфику обучения взрослого человека и необходимость ее специального исследования. В силу этого противоречия место андрагогики в кругу других наук пока точно не определено. Одни понимают ее как раздел педагогики по аналогии с пренатальной педагогикой, дошкольной педагогикой, теорией и методикой начального образования, дидактикой, педагогикой высшей школы. Другие, учитывая специфику природы взрослого человека как субъекта обучения, выводят андрагогику за пределы собственно педагогики как области, занимающейся исключительно "ведением ребенка". Сторонники этой точки зрения делают акцент на интегративной природе андрагогики, объединяющей знания о взрослом обучающемся человеке из многих областей.

Одно несомненно - андрагогика носит междисциплинарный характер. Тесная взаимосвязь андрагогики с педагогикой и теорией образования взрослых легко обнаруживается при сопоставлении их предметов. Предмет педагогики в общем виде можно определить как становление человека в педагогической реальности. Предмет теории образования взрослых - система образования взрослых как социокультурный институт. Специфическим предметом андрагогики является теория и методика обучения взрослых людей в контексте непрерывного образования.

Очевидно, что областью пересечения научных интересов для названных областей знания является взрослый человек. Основная функция андрагогики в соответствии со смыслом, заложенным в ее названии, - вести взрослого человека. А для этого необходимо знать природу и особенности того, кого ведешь. Поэтому, несводимо тесное взаимодействие андрагогики с другими областями научного знания и практики, входящими в систему наук, которая в конце 60-х годов XX столетия была определена известным российским психологом Б.Г. Ананьевым как человекознание.

В центре внимания человекознания находится человек в его целостности, одной из форм представления которой служит образ. В результате синтеза разнообразных видов знания рождается научный образ человека в единстве "всех его определений", когда "космическое, биологическое, социальное и душевное начала должны быть взяты одновременно" (В.И. Соловьев). Подобное целостное представление соответствует конкретно-историческому уровню развития познания. В этих рамках андрагогическое знание выполняет особую функцию, концентрируясь на проблемах, связанных с обучением в системе взаимодействия взрослых людей.

Страницы: 1 2

Познавательно о обучении:

Влияние СМИ на современных школьников
Только в начале 70-х гг. озабоченная благом детей обще­ственность и отдельные родители и воспитатели начали прояв­лять беспокойство по поводу военных игрушек. Затем внимание привлекли к себе игровые залы и уста­новленные в них автоматы с военными играми. Сейчас же основное зло для подростков видят ...

Процесс организации работы педагогов-воспитателей в ДОУ №10
Очень важно правильно организовать работу в дошкольном учреждении. Первостепенным является необходимость формирования понимания проблемы и отношение к данному вопросу как членов педагогического коллектива, так и родителей. Работа началась с тестирования воспитателей. Педагогам были предложены разны ...

Цель и задачи воспитания в современной школе
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражающая его наивысшее предназначение – обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливая формулировка встречается уже у философов и педагогов – гуманистов эпохи Возрождения, но корнями эта цель у ...

Категории

Copyright © 2025 www.fiteducation.ru