Андрагогические основы профессионального развития личности

Новая педагогика » Андрагогика - теория и практика образования взрослых » Андрагогические основы профессионального развития личности

Страница 1

Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других - в колледже или профессионально-техническом училище. Согласно существующей социальной практике профессиональное становление может осуществляться по мере прохождения ступеней базовой профессиональной подготовки (на уровне начального, среднего, высшего образования), в ходе повышения квалификации, переобучения (переподготовки по новой специальности), самообразования.

В отечественной профессиональной педагогике накоплен богатейший пласт исследований, описывающих закономерности вхождения в профессию в формах профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Г.А. Бордовский, Н.В. Кузьмина, Э.А. Манушин, А.М. Новиков, В.А. Поляков, В.А. Сластенин и др.).

Однако обратим внимание прежде всего на андрагогический потенциал профессионального образования. Ведь именно в период базового профессионального обучения должен осуществиться переход от "детской" педагогической модели обучения к андрагогической. Только в этом случае молодой человек сможет обрести подлинно субъектную позицию в своем профессиональном развитии.

В зависимости от выбираемой преподавателями и образовательным учреждением стратегии и форм организации обучения этот переход осуществляется с той или иной степенью интенсивности или не происходит вообще.

Любое профессиональное образование может быть рассмотрено по отношению к личности в разных аспектах:

как подготовка специалиста, отвечающего стандарту (модели, профессиограмме);

как "процесс обогащения деятельностных способностей" личности (В.Г. Онушкин);

как "процесс постановки, разворачивания, адаптации и "вживления" профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его самостоятельного совершенствования и развития" (А.И. Вовк).

В последнем случае профессия приобретает для человека экзистенциональный смысл, становясь для него способом бытия, а не простого функционирования.

В зависимости от исходной установки профессиональное обучение на практике осуществляется на разных уровнях проникновения в глубины освоения той или иной специальности. Это может быть:

приобретение конкретных умений и навыков, позволяющих выполнять локальные операции и действия, решая тем самым отдельные практические задачи;

освоение методик организации деятельности, технологий осуществления тех или иных процессов;

накопление (обновление) теоретических сведений, осуществляемое фрагментарно либо системно;

формирование профессионально-личностных установок, системы ценностей, связанных с пребыванием в профессии, нахождение смыслов профессиональной деятельности, т.е. выработка собственной философии профессии.

В случае сочетания перечисленных уровней один из них все равно остается доминирующим, определяя качество итогового результата. Но только при соответствующих условиях человек, приобретающий специальность, параллельно обретает способность быть субъектом собственного профессионального развития. Это происходит, когда процесс обучения приобретает андрагогические характеристики.

Если мы хотим, чтобы обучение шло в логике образования взрослого человека, на этапе базовой профессиональной подготовки (училище, колледж, вуз) должны быть поставлены и решены такие андрагогические задачи, как:

формирование установки на субъектную позицию в процессе профессионального становления;

Страницы: 1 2 3 4

Познавательно о обучении:

Научно-методические основы использования средств ИКТ в образовании
Глубокие социальные перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов к развитию образования, изменения методологии и парадигмы педагогической науки. Материалистическая теория познания перестали служить методологической основой педагогической науки и других наук в целом. Методол ...

Трудности, связанные с интерферирующим влиянием неродного языка
Трудности, связанные с интерферирующим влиянием неродного языка состоят в смешении языковых систем (русского и латышского языков), проявляющемся в ошибках графического изображения букв: искажения, замены, пропуски, неправильное обозначение звука буквой и т. д. Так как обучение русской и латышской г ...

Этапы разработки средств ИКТ для обучения геометрии
В этом разделе рассмотрим основные процедуры разработки учебного материала, перечислим пять основных этапов создания учебных материалов, изобразим диаграмму их взаимосвязи; опишем результаты каждого из этапов разработки; аргументируем важность системного следования процедурам каждого из пяти этапов ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru