Методическая система обучения родному языку строилась не только с учетом закономерностей усвоения нового языкового материала, но и направлялась на устранение причин, затрудняющих это усвоение, а также на предупреждение и снятие языковой интерференции.
Вся работа проводилась вместе с работой по развитию речи, на которую обращалось особое внимание, поскольку необходимо было научить детей строить свои высказывания с учётом полученных знаний.
Этому способствовала работа по применению методов критического мышления на уроках родного языка Использованные в работе схемы, таблицы, прогнозирование текста, анализ поступков героев не только пополняют словарь детей, но и позволяют одновременно воздействовать на зрительную, логическую, эмоциональную память ребёнка, что даёт возможность более полно использовать разные каналы получения и закрепления учебной информации и, конечно, способствует повышению качества обучения.
Схемы дают возможность предъявить теоретический материал в зрительно-наглядном, систематизированном виде, в форме своеобразного графического символа, который обнажает и зрительно подчёркивает основные признаки языкового явления.
Критическое мышление необходимо для сопоставительного анализа того, как выражается мысль средствами разных языков.
Рассмотрим направления коррекционной работы (таблица 9)
Таблица 9. Направления в коррекционной работе
№ |
Феноменология трудностей |
Составляюее звено |
Топика мозга |
Нейропсихологический фактор |
Направления в коррекционной работе | |
1 |
Трудности запоминания зрительного образа букв |
Зрительный образ букв |
Затылочная область |
Перцептивный |
1.Развитие зрительного восприятия (предметного и буквенного гнозиса) 2.Развитие конструктивного мышления, путем моделирования 3.Развитие изобразительно- графических навыков 4.Развитие межполушарных взаимодействий | |
2 |
Смешение букв, имеющих сходную конструкцию (ш-щ, и-ц, о-с, р-ь) |
Зрительно- пространственный образ букв |
Теменно-височно- затылочная область |
Пространственный перцептивный |
1.Развитие зрительного восприятия (предметного и буквенного гнозиса) 2.Развитие пространственно временных отношений 3.Развитие конструктивного мышления, путем моделирования. 4.Формирование динамического праксиса руки. 5.Развитие межполушарных взаимодействий. | |
3 |
Трудности в различении букв, имеющих кинетическое сходство (о-а,и-у,б-д,п-т) |
1.Схема движения соответствующая образу буквы 2.Тонкие движения руки, плавность перехода от одного элемента к другому |
1.Теменная область 2.3адне-лобная (премоторная) область |
Кинестетический |
1.Развитие динамического праксиса 2. Развитие ораль ного праксиса 3. Развитие про странственно-временных отношений 4.Развитие конструктивного мышления, путем моделирования 5.Развитие изобразительно- графических навыков 6.Развитие произвольности 7.Развитие межполушарных взаимодействий | |
4 |
Трудности в различении звуков, сходных по звучанию, но с различным написанием (звонкие-глухие, твердые-мягкие) |
Восприятие звуков |
Верхне-височная область |
Кинетический |
1.Развитие фонематического восприятия 2.Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза 3.Формирование представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза 4. Развитие слуховой памяти 5.Развитие произвольности и контроля 6.Развитие межполушарных взаимодействий | |
5 |
Смешение звуков сходных по артикуляции (д-н,бм), а также дифференциация звуков в сложных сочетаниях согласных |
Соотнесение звука и буквы (проговаривание |
Теменная область |
Кинестетический Артикуляторно-акустическая дисграфия |
1.Совершенствование орального праксиса 2.Развитие фонематического восприятия 3.Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза 4.Развитие сук-цессивных способностей 5.Развитие произвольности и контроля 6.Развитие межполушарных взаимодействий | |
6 |
Неравномерность темпа написания, не сохранение размеров букв по всей длине страницы.Несоразмерноть интервалов, разный наклон букв |
Стабильность написания |
Глубинные структуры мозга |
Нейродинамический |
1.Совершенствование произвольности и контроля 2.Развитие динамического праксиса руки 3.Развитие графо-моторных навыков 4.Развитие межполушарных взаимодействий | |
7 |
Нарушение программирования написания |
Инициация написания |
Лобные отделы мозга |
Произвольная регуляция |
1 Развитие мыслительных операций 2 Формирование приемов учебной деятельности 3.Развитие произвольности и контроля 4.Развитие межполушарных взаимодействий | |
Познавательно о обучении:
Виды игры в экологическом воспитании дошкольников
Согласно классификации С.Л. Новоселовой, все игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка или взрослого), объединяются в три группы: 1) игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей), - самостоятельные игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерс ...
Роль и место раздела в профильной подготовке школьников
Раздел "Информационные технологии" включен в образовательную область "Технология" не случайно. Понятия "информация" и "технология" являются неотъемлемой частью современной жизни. Информация – это не только сведения, передаваемые одними людьми другим, но и сам ...
Мышление как познавательный процесс
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, так считают Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. Мышление возникает на основе ...