Низший – констатирующий. Восприятие и творчество отличаются описательностью и перечислительностью.
Средний – анализирующий. На этом этапе учащиеся охотно анализируют причинно-следственные связи впечатлений как от искусства, так и от окружающей действительности.
Высший – личностный. Гарантирует переход полученных знаний в убеждения и поэтому наиболее благоприятен для эстетического и нравственного воспитания, формирования ценностного отношения к природе и окружающему миру.
Различные виды творческих работ учащихся могут быть направлены на стимулирование такой эстетической и художественно-творческой деятельности, которая воспитывает любовь к природе. Целенаправленная художественно-творческая деятельность формирует сознательное отношение к природе и препятствует разрушительным инстинктам, которые подчас наблюдаются у учащихся. При поощрении художественно-эстетического творчества в условиях общения с природой, закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные, эстетические и экологические убеждения учащихся.
С воспитания наблюдательности, умения замечать в природе характерные детали, начинают работу со школьниками многие учителя начальных классов. Они организовывают ведение дневников, в которые записываются наблюдения за природой. Регулярно эти дневники сравниваются и обсуждаются. По образцу «Лесной газеты» В. Бианки в школе может быть создана стенгазета, где будут помещаться оперативные сообщения об изменениях в природе. Собственные корреспонденты стенгазеты на местах (на пруду, на опушке леса, в сквере, на речном берегу, в саду, в парке и т.д.) постоянно следят за изменениями природы и дают сообщения в газету. Могут быть и специальные корреспонденты, ответственные за освещение постоянных тем: изменение погоды, поведение животных, внешний вид деревьев, жизнь птиц или насекомых. Важно, чтобы учителя способствовали развитию творческих способностей у учащихся и их нравственно-эстетическому отношению к природе, включая данную работу во все учебные предметы. Любой учитель знает, что если предложить в начальных классах сочинение на свободную тему, то большинство ребят напишет о своей собаке, котенке, ручном ежике, посещении зоопарка. Работа такого типа как сочинение – доступная и органичная форма проявления творческих способностей.
Большие возможности для развития творческих способностей предоставляют и уроки изобразительного искусства, на которых могут осуществляться и межпредметные связи с уроками чтения и природоведения. Эти связи могут выразиться в том, что школьники получают задание по чтению – сделать рисунок к какому либо произведению о природе или по природоведению – нарисовать те или иные растения, тех или иных животных.
Существуют виды творческой деятельности, доступной учащимся и связанной с миром звуков. Один из них – это магнитофонные записи пения птиц в различное время года и суток, при разной погоде. Это способствует развитию интереса к природным объектам и наблюдательности. Магнитофонные записи могут стать материалом для увлекательных соревнований: кто точнее знает голоса птиц, кто быстрее угадает записанный голос. Другой вид самостоятельной творческой деятельности, связанный с миром звуков – это фантазии на тему музыкальных произведений, в программу которых авторами заложена тема природы («Времена года», П.И. Чайковский). Фантазии школьников могут носить характер литературных работ: стихов или прозы по мотивам музыкального произведения. Так же они могут быть изобразительными. Наконец, дети могут заниматься подбором фонотеки на тему природы. В этом тоже проявится художественно-творческая активность учащихся.
Интересна и современна организация музея школьного творчества, посвященного природе. В таком музее в качестве экспонатов уместны изделия из природных материалов. Это поощряет творчество учащихся и их стремление учиться данной работе дальше. Здесь найдется место и лепке, и резьбе, и плетению. Могут демонстрироваться фотографии растений выращенных самими школьниками, здесь же следует устраивать конкурсы-выставки выращенных цветов. Все это помогает решению главной задачи – воспитанию любви к природе, стремления и умения видеть прекрасное в ней.
Благотворную роль в экологическом просвещении и воспитании, а так же в развитии читательской культуры могут сыграть регулярные конференции о новинках в мире книг о природе; а на факультативных занятиях можно рекомендовать сравнение репродукций пейзажей разных художников или стихотворений о природе. Особенность материала ярче оттенит своеобразие мироощущения художников, определившее особенности их стиля.
Познавательно о обучении:
Познавательная деятельность как средство развития начал экологической
культуры у детей младшего дошкольного возраста
Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является формирование их способностей, т. е. психических качеств, необходимых для овладения разными видами деятельности и их успешного выполнения. Среди многих видов способностей значительное место занимают познавательные, от ...
Содержание логопедической коррекционной работы и методические рекомендации для
работы с детьми
Система оказания помощи детям с таким «букетом» трудностей определялась комплексом проблем, стоящими перед этими детьми. Это не только обучение чтению и письму, но и достижение социальной адаптации. Перечисленные трудности обусловлены комплексными причинами дезадаптации этих детей. Это - большой си ...
Виды и формы деятельности
коллективно-творческие дела; игровые программы, игры, конкурсы, концерты; индивидуальные и групповые беседы; психологические тренинги; командная (отрядная) работа; работа в классах – мастерских; нетрадиционные формы работы. Основные службы, обеспечивающие полноценную жизнь Лагеря общения Педколлект ...