Тема: «Мне все равно эта жизнь полюбилась…»
Особенности художественного мира С. А. Есенина.
Концептуальная цель курса: развитие способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни
Цель урока: познакомиться с творческой биографией поэта, художественным миром его лирики.
Задачи: выделить особенности поэтического стиля, рассмотреть образную систему лирики Есенина; развивать навыки эмоционального восприятия; отрабатывать навыки выразительного чтения; формирование умения составлять литературный, психологический портрет.
Ход урока.
Заранее подготовленные учащиеся представляют вниманию остальных литературно-музыкальную композицию, в ходе которой предусмотрено обсуждение некоторых фактов биографии, стихотворений. По окончании композиции обсуждается, насколько ярко участникам удалось передать те или иные нюансы творческой биографии и наследия поэта (в обсуждении участвуют как зрители, так и «актеры»). После заключительного слова учителя учащиеся выполняют небольшую творческую работу составление своего психологического портрета С. А. Есенина, которая выполняется на фоне музыки. Эта работа носит одновременно и рефлексивный характер, т. к. позволяет проанализировать характер восприятия материала учащимися, уровень его усвоения, а также оценить психологическое состояние учащихся.
Урок игра-путешествие. Зачетный урок по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема урока: Кому на Руси жить хорошо?
Концептуальная цель: формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания; становление системы нравственно-эстетических ценностей.
Цель урока: определить место и значение поэмы в системе отечественной литературы.
Задачи: выделить художественные особенности произведения; определить авторскую позицию; отрабатывать навыки формулировки, представления и аргументирования собственной точки зрения.
Ход урока.
Учащиеся разделены на группы, которые выражают интересы социальных групп, представленных в произведении. Одна из групп – ходоки, задача которых найти решение проблемы, заданной темой урока. В процессе общения, выполняя различные задания по тексту, ребята учатся слушать оппонента, развивают навыки культуры общения, повышают уровень речевой культуры, учатся анализировать полученную информацию, делать выводы.
При выполнении заданий формируются и развиваются такие личностные качества, как любознательность, самостоятельность, познавательная активность, ответственность за общее дело, толерантность.
Учащиеся, работая непосредственно с литературным источником, учатся уважительному отношению к творческому наследию писателей, к истории Отечества, анализировать социально-экономическое развитие государства в определенный период времени и его влияние на жизнь граждан, соотносить дни минувшие с современностью, оценивать характер взаимоотношений между властью и народом, учатся сочувствовать, сопереживать героям произведения.
В заключение игры каждая из групп предлагает вариант проведения государственных реформ по улучшению жизни именно для представляемой социальной прослойки. Это позволяет развивать логическое и образное мышление учащихся.
Работа в группах на зачетном уроке придает учащимся уверенности, т. к. они ощущают поддержку товарищей.
Познавательно о обучении:
Психолого-педагогические особенности старшего
школьного возраста
Основной психологической характеристикой старшего школьного возраста можно считать направленность в будущее. Это касается различных сторон психической жизни. Старший школьник стоит на пороге социальной взрослости. У него появляются конкретные жизненные планы, соответствующие им мотивы. Более реальн ...
Типы социально-досуговых учреждений
(основные) семья, детский сад, учебные заведения семья, парки, средние школы, школы-интренаты, летние лагеря, библиотеки, специнтернаты, ПТУ, колледжи, технические станции, техникумы, вузы и т.д. культурно-досуговые центры, физкультурно-спортивные комплексы, музыкальные, хореографические, художеств ...
Педагогические условия стимулирования
самостоятельности младших школьников
На основе теоретического изучения исследований по проблеме формирования самостоятельности школьников была разработана система педагогических условий стимулирования самостоятельной деятельности школьников, состоящая из следующих элементов: 1) диагностирование уровней самостоятельной деятельности уча ...