Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная функции языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать самые разные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, точнее, модельные представления. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством Л.А.Венгера, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина, Н.Н.Поддъякова.
Для выявления наличного уровня развития связной речи старших дошкольников был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте участвовала группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек. Исследование проводилось на базе ГУО «Детский центр развития ребенка № 89 г.Гродно».
Детям были предложены два задания, направленных на выявление умений отвечать на вопросы полным предложение, вести диалог, составлять рассказ по картине, кратко пересказывать сказки.
За выполнение каждого задание ребенок получает от 1 до 3 баллов с учетом следующих критерий:
1 балл – ребенок в целом не справляется с заданием;
2 балла - выполняет задание с помощью педагога;
3 балла – задание выполнено самостоятельно.
Общие результаты развития связной речи определяются по сумме баллов выполненных заданий:
Высокий уровень – 6 -5 баллов;
Средний уровень - 4-3 балла;
Низкий уровень - 2-1 балла.
Таблица 1 - Протокол исследования уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Ф.И. |
№ задания |
Общая сумма баллов |
Ф.И. |
№ задания |
Общая сумма баллов | ||
1 |
2 |
1 |
2 | ||||
Никита А. |
3 |
2 |
5 |
Мария М. |
3 |
2 |
5 |
Илья В. |
1 |
1 |
2 |
Милана М. |
2 |
2 |
4 |
Артем Г. |
3 |
3 |
6 |
Матвей Н. |
3 |
3 |
6 |
Кира Г. |
2 |
3 |
5 |
Милана С. |
3 |
2 |
5 |
Агата Д. |
2 |
2 |
4 |
Полина С. |
3 |
2 |
5 |
Николай Д. |
3 |
3 |
6 |
Саша М. |
2 |
2 |
4 |
Олег Д. |
1 |
1 |
2 |
Рома М. |
3 |
3 |
6 |
Даша Ж. |
2 |
3 |
5 |
Ян К. |
2 |
3 |
5 |
Ксения К. |
3 |
2 |
5 |
Вова К. |
1 |
1 |
2 |
Познавательно о обучении:
Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Японии
В настоящий момент японское дошкольное образование не лишено разногласий и противоречий. В качестве первой проблемы можно указать на несогласие большинства родителей и педагогов с усилением частного сектора в дошкольном образовании, поскольку это приводит к снижению качества образовательных програм ...
Изучение развития музыкально-творческих способностей дошкольников во всех
видах музыкальной деятельности
Анализ использования разных видов непосредственно образовательной музыкальной деятельности 1. Программное содержание. Программное содержание и задачи, поставленные педагогом на данном занятии по каждому виду музыкальной деятельности — слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре н ...
Врачебно-педагогическая характеристика школьников с ослабленным здоровьем
Основным критерием отбора в различные группы является состояние здоровья учеников. Определяет соответствующую группу врач при обязательном участии педагога. При оценке состояния здоровья школьников следует проверить характер отклонений в деятельности организма. Методика обследования включает следую ...