Технологии качественного обучения в рамках нестандартного урока

Новая педагогика » Технологии качественного обучения в рамках нестандартного урока

Современные педагогические технологии, целью которых является повышение качества и эффективности образовательного процесса, должны характеризоваться следующими принципами:

гуманностью (способствовать улучшению качества жизни людей);

эффективностью (быть результативными);

наукоемкостью (серьезное научное обоснование и сопровождение с позиций философии, педагогики, психологии, информатики, системного анализа);

универсальностью (иметь широкое применение);

интегрированностью (взаимосвязь, дополнение и усиление друг друга);

технологичностью (четкий алгоритм);

креативностью (творческий характер содержания алгоритма).

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к заключению, что одним из наиболее эффективных способов внедрения инновационных технологий (и их отдельных элементов) в процесс обучения и воспитания является использование нетрадиционных уроков.

Основная функция нетрадиционного урока в системе гуманистического образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов.

К примеру, стремление к гласности реализуется в уроках типа «общественный смотр знаний», «пресс-конференция»; тяга к размышлениям, дискуссиям, спорам, в ходе которых рождается истина, – в уроках-диспутах, дискуссиях дебатах; потребность в инициативе – в уроках изобретательства и сочинительства, в творческих выставках и отчетах. Осознание важности делового партнерства приходит на уроках с использованием групповых форм работы. Здесь же находит отражение потребность в милосердии, расширении и укреплении человеческих контактов. Потребность уважать дело, уметь его выполнять, судить о человеке по конкретным делам, а не только по словам – на уроках – ролевых играх. Обращение общества к человеку и его внутреннему миру, стремлениям, потребностям находит отражение в уроках-консультациях, на уроках с дидактическими играми.

Кроме того, можно выделить еще ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:

обучающая – развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;

развлекательная – создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;

коммуникативная – сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;

развивающая – гармоничное развитие личностных качеств;

психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации;

воспитательная – психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;

релаксационная – снятие эмоционального напряжения.

Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами).

Приведу несколько примеров использования элементов современных образовательных технологий в нестандартных уроках по русскому языку и литературе.

Познавательно о обучении:

Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие тво ...

Нарушения связной речи
В работах многих авторов /М.Ф. Гнездилов, С.Н. Комской, Л.С. Вавиной, В.А. Гордиенко, С.Ю. Ильиной и др./ отмечается, что становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями. Они длительное время задерживаются на этап ...

Педагогическая техника как инструментарий педагогического мастерства
Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому что видит вас, слушает вас. 1. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства 2. Совершенствование педагогической техники Проверка теоретических знаний Педагогическая техника ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru