Современные педагогические технологии, целью которых является повышение качества и эффективности образовательного процесса, должны характеризоваться следующими принципами:
гуманностью (способствовать улучшению качества жизни людей);
эффективностью (быть результативными);
наукоемкостью (серьезное научное обоснование и сопровождение с позиций философии, педагогики, психологии, информатики, системного анализа);
универсальностью (иметь широкое применение);
интегрированностью (взаимосвязь, дополнение и усиление друг друга);
технологичностью (четкий алгоритм);
креативностью (творческий характер содержания алгоритма).
В процессе своей педагогической деятельности я пришла к заключению, что одним из наиболее эффективных способов внедрения инновационных технологий (и их отдельных элементов) в процесс обучения и воспитания является использование нетрадиционных уроков.
Основная функция нетрадиционного урока в системе гуманистического образования заключается в создании необходимого дидактического фона для проявления и удовлетворения личностных потребностей учащихся и педагогов.
К примеру, стремление к гласности реализуется в уроках типа «общественный смотр знаний», «пресс-конференция»; тяга к размышлениям, дискуссиям, спорам, в ходе которых рождается истина, – в уроках-диспутах, дискуссиях дебатах; потребность в инициативе – в уроках изобретательства и сочинительства, в творческих выставках и отчетах. Осознание важности делового партнерства приходит на уроках с использованием групповых форм работы. Здесь же находит отражение потребность в милосердии, расширении и укреплении человеческих контактов. Потребность уважать дело, уметь его выполнять, судить о человеке по конкретным делам, а не только по словам – на уроках – ролевых играх. Обращение общества к человеку и его внутреннему миру, стремлениям, потребностям находит отражение в уроках-консультациях, на уроках с дидактическими играми.
Кроме того, можно выделить еще ряд функций, которые выполняет нестандартный урок:
обучающая – развитие памяти, внимания, навыков владения языком, восприятия информации различного характера;
развлекательная – создание благоприятной атмосферы, трансформация урока в увлекательное действо;
коммуникативная – сплочение коллектива, установление положительных эмоциональных контактов;
развивающая – гармоничное развитие личностных качеств;
психотехническая - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации;
воспитательная – психотренинг и психокоррекция проявления личности в условных (игровых) моделях жизненных ситуаций;
релаксационная – снятие эмоционального напряжения.
Такая функциональная нагрузка урока позволяет использовать элементы сразу нескольких эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного, проблемного, диалогового, рефлексивного и т. д.) или какую-либо одну (в соответствии с целями и задачами).
Приведу несколько примеров использования элементов современных образовательных технологий в нестандартных уроках по русскому языку и литературе.
Познавательно о обучении:
Игра - основной вид деятельности дошкольников
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрас ...
Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в ...
Общая характеристика речевого развития школьников с интеллектуальными
нарушениями
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как главная, ведущая, не только в массовой общеобразовательной школе, но и в специальной коррекционной. Одной из составных частей этой проблемы является формирование устной и письменной речи учащихся, как средства общения. Задача развития речи особенно ...