Место и роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета

Новая педагогика » Место и роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета

Педагог и его воспитанник – две основные фигуры в воспитательном процессе. Личности, чьи взаимоотношения непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в любом образовательном учреждении атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества. Особенно важным это представляется в работе с подростками, поскольку этот возраст является особенным, переходным от детства к юности. В этот период происходит переориентация общения с родителями, учителями и другими наставниками. Такая переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков.

Чтобы взаимоотношения между воспитателем и воспитуемым были гармоничными, способствовали процессу развития и становления личности, а не тормозили его, педагог должен обладать рядом необходимых личных и профессиональных качеств, иметь авторитет среди своих подопечных. Это одна из важнейших педагогических проблем, о чем можно судить по многочисленности исследований на эту тему таких выдающихся педагогов и психологов как: Амоношвили Ш.А.., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С. Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.

Специфика образовательного учреждения придает данной педагогической проблеме свою особую направленность, например, в военном училище и в школе-интернате функции и обязанности воспитателей будут различаться, хотя, разумеется, личные и профессиональные характеристики педагогов этих образовательных учреждений, как и любых других, будут в чем-то и похожи.

Кадетские корпуса также являются особыми образовательными учреждениями. Они - одно из самых значительных явлений в истории учебных заведений российского государства, в том числе и в современной России. Значение накопленного в кадетских корпусах опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское воспитание.

Российские кадетские корпуса ведут свою историю с 1731 года, с момента учреждения императрицей Анной Иоанновной корпуса кадетов шляхетских детей и до закрытия этих образовательных учреждений Советской властью осенью 1922 года. Многие аспекты построения учебно-воспитательного процесса и уклада жизни в царских кадетских корпусах потом были взяты при создании Суворовских и Нахимовских военных училищ.

В современной России официально кадетские школы и корпуса начали активно создаваться после Распоряжения Президента РФ от 9 апреля 1997 года № 118-рп "О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов)", имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

И поскольку кадетские корпуса являются специфическими образовательными учреждениями, со своим особым уставом, распорядком, обязанностями учащихся, то и роль воспитателя здесь также отличается от роли учителя-воспитателя в обычной школе.

В силу возрастания значения подобных заведений в современном российском образовании нам представляется актуальной и постановка проблемы роли воспитателя в развитии личности подростка-кадета.

Целью изучения в нашей работе является раскрытие значения участия воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-воспитанника кадетского корпуса.

Объектом исследования выступает воспитательный процесс в кадетских корпусах в период подросткового возраста и ранней юности учащихся.

Предмет исследования — условия и факторы педагогического воздействия, оказывающие наиболее существенное влияние на формирование личности.

В соответствии с поставленной целью в нашей работе решаются следующие основные задачи:

1) рассмотреть специфику подросткового периода жизни человека;

2) выявить особенности воспитательного процесса в кадетском корпусе как специфическом образовательном учреждении;

3) определить положение и круг обязанностей воспитателя кадетского корпуса, необходимые профессиональные и личные качества;

4) разработать психологические рекомендации для построения гармоничных отношений подростков-кадетов и воспитателей-взрослых.

Научная новизна работы, на наш взгляд, состоит в том, что в ней впервые исследуются специфика воспитательного процесса именно в кадетском корпусе, на примере взаимоотношений воспитателей и подростков-кадетов.

Практическая ценность работы состоит в том, что основные выводы, обобщенные в виде психологических рекомендаций воспитателям, могут быть использованы на практике в педагога.

Познавательно о обучении:

Использование знаний педагогического анализа в практической деятельности педагога
Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качество его усвоения учащимися, ...

Методы психологического воздействия на учащихся
Если исходить из необходимости уточнения понимания того, что обозначается словосочетанием «психологическое воздействие», то соотносимое с ним явление проявляется весьма разнообразно. На уровне бытового сознания психологическое воздействие чаще всего понимается как воздействие чего-то нематериальног ...

Художественная деятельность детей старшего дошкольного возраста как основа развития мышления
Согласно И.А. Лыковой, художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отноше ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru