Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

Новая педагогика » Место и роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета » Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

Страница 1

Педагогическая, воспитательная деятельность в Кадетском корпусе — совместная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении.

Одним из условий разумного воспитания является чуткость и умение воспитателя расположить к себе воспитанников. Ничто не действует так отрицательно на душу воспитанника, как холодность, отчуждение воспитателя.

В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у подростка возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

1. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

2. Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение.

В создании нравственной атмосферы в Кадетском корпусе важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Авторитет воспитателя складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются прежде всего в повседневной деятельности, общении с окружающими. Деятельность воспитателей Кадетского корпуса ориентирована на выполнение специфических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества, государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенных моральных качеств. В ряду важнейших требований к личности воспитателей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющий волю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить перед собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению.

В конкретной деятельности воспитателей это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижение целей воспитания подростков. Для воспитателя очень важно четко осознавать, что он предстает перед воспитанниками не только как конкретная личность, но и как представитель общества, государства в целом.

Выполняя эту задачу, каждый воспитатель должен суметь подняться до уровня осознания государственной важности своего личного предназначения и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности.

Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессионального роста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Известно ведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые для этой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, их личный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важным качеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Категории

Copyright © 2024 www.fiteducation.ru