Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

Новая педагогика » Место и роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета » Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

Страница 2

Особое значение для воспитателей имеют качества, отражающие их отношение к другим людям, к коллективу, подросткам, с которыми они работают. Индивидуальный подход, лежащий в основе исправления и перевоспитания, требует от воспитателей проявления чуткости и такта, уважения к достоинству воспитанников, сочетания благожелательности с нужной требовательностью и строгостью.

Очень важным и ценным качеством для воспитателя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками, располагать их к себе, пользоваться их симпатией.

Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния. Воспитателей должны отличать и развитые интеллектуальные качества. В деятельности воспитателя возникают различные сложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие решения связаны с определенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу о воспитательных последствиях принимаемого решения, действия, личного поступка. Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление.

Воспитателям Кадетского корпуса необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальное богатство. Воспитатель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован.

Воспитатель должен осторожно подходить к влиянию через посредство своего авторитета и не подавлять воспитанников, а способствовать их росту и развитию личности.

Особенности воспитанников требуют от воспитателей проявления многих волевых качеств. Чтобы добиться выполнения поставленных задач, воспитатели, вопреки всем трудностям и препятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов.

Сила воли должна найти выражение в проявлении инициативы, решительности, смелости в форме оправданного педагогического риска и личного поведения в минуты опасности.

Настойчивость воспитателя, это, конечно же, не приверженность старой, отжившей точке зрения, а готовность к смелым, принимаемым на основе правильной оценки событий шагам, к борьбе за каждого оступившегося подростка.

Воспитатель кадетов должен проявлять себя как человек, обладающий сильным характером, способный преодолевать сопротивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходима уверенность в себе, в своих силах.

Воспитатели будущих офицеров не должны отступать перед трудностями и препятствиями, возникающими в их деятельности, их не должны обескураживать неудачи. Упорство, выдержка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут способствовать достижению успехов. Эти качества, конечно, должны сочетаться с трезвой деловитостью, организованностью и личной дисциплинированностью.

Индивидуальных особенностей личности воспитателей существует бесконечное множество, при этом каждое из них находится в определенном отношении, связи со всеми остальными, и в зависимости от других приобретает свое значение, существует на фоне личности в целом.

Перечислять все из особенностей личности воспитателей нецелесообразно и неосуществимо. Мы отметили лишь основные, наиболее важные на наш взгляд.

Большое значение в деле воспитания имеет умение воспитателя действовать на эмоциональную сферу воспитанников. Каждое проводимое мероприятие должно вызывать определенные эмоциональные переживания, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы каждое из них отмечалось насыщенностью, не было бесцветным.

В педагогической деятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченным целям. Неудачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь быть настойчивым и доводить педагогические требования до конца.

В организации учебно-воспитательного процесса в Кадетском корпусе нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.

Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личности педагога составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Кадетский корпус – специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но, воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательном учреждении, на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но при этом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.

Страницы: 1 2 3

Познавательно о обучении:

Влияние эмоций на результаты обучения
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности, почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые выступают в качестве значимых детерминант, обусловливающих ее успешность. Это объясняется тем, что эмоциональные состояния и чувс ...

Учет возрастных особенностей школьников 10-11 классов при осуществлении психодиагностики
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

Структура психологической защиты личности педагога
Мы выяснили, психологическая защита проявляется как реакция на разного рода угрозы, примерами которых в педагогической деятельности становятся напряженные ситуации и различные факторы, связанные с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Условия деятельности становятся напряженной ситу ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru