Сущность основных закономерностей в природе

Страница 3

Любая экосистема - это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Очевидно, что вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею "общего дома" - сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.

Таким образом, вышеуказанные и адаптированные до уровня познавательных возможностей детей дошкольного возраста понятия биоэкологии могут составить содержательную основу новой методики - экологического воспитания дошкольников.

Кроме понятий в построении педагогического процесса могут быть использованы некоторые экологические закономерности, или явления закономерного характера, существующие в природе. Критерий отбора этих закономерностей - их доступность и познаваемость для детей. Можно выделить три области закономерных явлений.

Первая: закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Эта закономерность проявляется на любых видах растительного и животного мира и во всех сферах жизни каждой особи. Задача педагога - показать ее на тех живых существах, которые имеются рядом с дошкольниками или являются программными.

Вторая: внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве. Это закономерное явление, повсеместно существующее в природе, называется конвергенцией. Н.Ф. Реймерс дает такое определение конвергенции: возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды (например, форма тела акулы и дельфина, облик лиственных лесов северной части Евразии и Северной Америки). Эта закономерность целиком отвечает познавательным возможностям дошкольников: она опирается на внешнее сходство явлений, доступное наблюдению и наглядно-образному мышлению детей.

Познание конвергентного сходства разных живых существ, живущих в одинаковой среде, позволит упорядочить знания и представления детей о многообразии растений и животных еще до того, как они начнут познавать основы экологии в школе.

Третья: различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития. В дошкольном учреждении воспитатель с детьми выращивает самые разные растения (цветочные, декоративные, овощные), нередко там появляется потомство у декоративных птиц, хомяков и других животных, которых содержат в уголках природы. Дошкольникам можно показать, что на последовательных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания.

Таким образом, целый ряд понятий биоэкологи и некоторые экологические закономерности живой природы служат научной основой содержания методики экологического воспитания дошкольников.

Страницы: 1 2 3 

Познавательно о обучении:

Темы, предлагаемые дошкольникам разных возрастных групп для обучения рассказыванию по памяти
Обучение рассказам по памяти начинается с начала года в старшей группе. Более легкие темы — из общего, коллективного опыта, т. е. о том, что было ранее воспринято всеми детьми группы совместно с воспитателем. Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Психологами установлено, что самый сильный ...

Подготовка плана электронных учебных материалов
Учебная структура урока – основа для построения плана урока, на основе которого затем готовится рабочий (полноэкранный) сценарий урока. Взятые вместе планы уроков образуют план материалов в целом. Детализированный план урока, как правило, включает в себя следующую информацию: - Диаграмму (блок – сх ...

Использование экранных средств на занятиях
Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ. film пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано ...

Категории

Copyright © 2019 www.fiteducation.ru