Любая экосистема - это очень сложное образование, глубинное познание которого доступно лишь специалистам. Очевидно, что вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослый может показать связь двух, трех, четырех звеньев в биогеоценозе. Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею "общего дома" - сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.
Таким образом, вышеуказанные и адаптированные до уровня познавательных возможностей детей дошкольного возраста понятия биоэкологии могут составить содержательную основу новой методики - экологического воспитания дошкольников.
Кроме понятий в построении педагогического процесса могут быть использованы некоторые экологические закономерности, или явления закономерного характера, существующие в природе. Критерий отбора этих закономерностей - их доступность и познаваемость для детей. Можно выделить три области закономерных явлений.
Первая: закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Эта закономерность проявляется на любых видах растительного и животного мира и во всех сферах жизни каждой особи. Задача педагога - показать ее на тех живых существах, которые имеются рядом с дошкольниками или являются программными.
Вторая: внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве. Это закономерное явление, повсеместно существующее в природе, называется конвергенцией. Н.Ф. Реймерс дает такое определение конвергенции: возникновение у различных по происхождению видов и биотических сообществ сходных внешних признаков в результате аналогичного образа жизни и приспособления к близким условиям среды (например, форма тела акулы и дельфина, облик лиственных лесов северной части Евразии и Северной Америки). Эта закономерность целиком отвечает познавательным возможностям дошкольников: она опирается на внешнее сходство явлений, доступное наблюдению и наглядно-образному мышлению детей.
Познание конвергентного сходства разных живых существ, живущих в одинаковой среде, позволит упорядочить знания и представления детей о многообразии растений и животных еще до того, как они начнут познавать основы экологии в школе.
Третья: различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития. В дошкольном учреждении воспитатель с детьми выращивает самые разные растения (цветочные, декоративные, овощные), нередко там появляется потомство у декоративных птиц, хомяков и других животных, которых содержат в уголках природы. Дошкольникам можно показать, что на последовательных стадиях роста и развития организм по-разному связан со средой обитания.
Таким образом, целый ряд понятий биоэкологи и некоторые экологические закономерности живой природы служат научной основой содержания методики экологического воспитания дошкольников.
Познавательно о обучении:
Значение научных исследований
Современный специалист должен обладать глубокими знаниями и конструктивным мышлением. Чтобы стать специалистом, необходимо в совершенстве овладеть методологией научных исследований. Это позволит самостоятельно ставить и творчески решать сложные вопросы производства, сбыта и управления. Научная подг ...
Развернутые сценарии уроков технологии
Урок № 1 Раздел программы: Работа с бумагой и картоном Тема: Оригами. Аппликации «Яблочко» Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: учить выполнять аппликации в технике оригами, закрепить знание свойств бумаги и картона; учить выполнять разметку деталей, пользоваться ножни ...
Янош Больяй
В семье венгерского математика Фаркаша Больяй родился сын Янош 15 декабря 1802 года в местечке Коловожар, ныне Клуж Напока. С детских лет сын мечтал продолжить работу отца, который занимался проблемами геометрии, пытался доказать пятый постулат Евклида. Еще будучи студентом Военно-инженерной академ ...