Программа кружка «Умный в квадрате»
Программа рассчитана на учащихся 3 классов.
Срок реализации программы 1 год.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, с использованием учебников «Моя математика» 3 класс, пособия «Занимательная математика» Т.В. Семёнова, олимпиадные задания 2-4 класс А.М.Ситникова; олимпиадные задания 3-4 классы выпуски журнала «Карапуз» 1998г.
Актуальность работы кружка: необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
- способствовать расширению кругозора,
- развивать мотивацию к познанию и творчеству,
- формировать и развивать логическое мышление,
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей математики. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников, решение нестандартных задач.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, содержащая в себе познавательный материал. Играя, дети лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а сами же и открывают «новые знания», разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств, умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение.
Программа рассчитана на учащихся 3 классов.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 17 занятий по 1 учебному часу каждое. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели.
Основные виды деятельности:
- решение логических задач,
- математические игры на листе бумаги,
- решение нестандартных задач, задач на взвешивание, на переливание,
- ребусы, шарады, содержащие числа.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации,
- развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий:
- выпуск математических газет «Кенгурёнок» с логическими заданиями, ребусами,
- подготовка и проведение детьми « Математического марафона» во время декадника по математике,
- участие в интеллектуальных играх.
Форма подведения итогов реализации программы: участие в конкурсе «Зимние интеллектуальные игры», «Кенгуру», олимпиадах разного уровня.
Таблица 5.
Тематическое планирование кружка «Умный в квадрате»
| № | Тема занятия | Содержание занятия | 
| 1 | Логические цепочки | Знакомство с логическими цепочками, поиск закономерностей их составления | 
| 2 | Математическая игра «Домики» (Приложение 4) | Познакомить с математической игрой «Домики», организовать работу в группах. | 
| 3 | Нестандартные задачи на переливание жидкости | Познакомить с различием между стандартными и нестандартными задачами. Решение задач на переливание жидкостей, используя различные сосуды | 
| 4 | Головоломки | Знакомство с математическими головоломками и способами их решения | 
| 5 | Математическая игра «Горки» (Приложение 5) | Познакомить с математической игрой «Горки», работа в парах | 
| 6 | Задачи повышенной сложности | Знакомство с задачами повышенной сложности | 
| 7 | Задания на логическое мышление (Приложение 9) | Решение задач на логическое мышление путём составления таблицы | 
| 8 | Задания олимпиадного характера | Подготовка к олимпиаде | 
| 9 | Математическая игра «Крестики и кружочки» (Приложение 6) | Познакомить с математической игрой «Крестики и кружочки», работа в парах | 
| 10 | Логические задачи | Графическое решение логических задач | 
| 11 | Решение нестандартных задач на взвешивание предметов (Приложение 8) | Знакомство с решением нестандартных задач на взвешивание предметов | 
| 12 | Математическая игра «Три кошки» (Приложение 7) | Знакомство с правилами математической игры «Три кошки», работа в парах | 
| 13 | Задачи повышенной сложности | Подготовка к олимпиаде | 
| 14 | Составление нестандартных задач-головоломок из спичек | Познакомить с принципом, закономерностями нестандартных задач | 
| 15 | Математическая игра «Улюлю и Игого» | Знакомство с математической игрой «Игого» и «Улюлю», работа в парах | 
| 16 | Блиц – турнир по решению задач | Отработка умений решать нестандартные и логические задачи | 
| 17 | Математический КВН | Закрепление полученных знаний | 
Познавательно о обучении:
Диагностика экологической культуры детей среднего дошкольного возраста
	 Выявление уровня экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня экологической культуры детей среднего дошкольного возраста. Задачи констатирующего эксперимента: 1) определить критерии уровня экологической культуры детей; 2 ...
	
Методические советы при работе по триз-технологии
	 Совет № 1. Формулируйте детям проблему в виде противоречия. Например. Дождь должен идти, чтобы был хороший урожай, и его не должно быть, чтобы этот урожай можно было вовремя убрать. Домашние задания должны быть, чтобы лучше усвоить материал, и их не должно быть, чтобы было больше времени на отдых.  ...
	
Методы проведения факультативных занятий
	 Методы проведения факультативных занятий должны обеспечивать: 1. Преемственность методов, применяемых на основных и факультативных занятиях, по математике означает, что методы, используемые на факультативных занятиях, являются естественным продолжением методов, используемых на основных уроках. 2. С ...